Грехова Оксана Ивановна, учитель, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск, Свердловская область
"Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача в современной школе", - А.П. Семенов.
Активное внедрение и использование компьютерных и интерактивных технологий - тенденция современного общества, которую мы осознаем и широко используем в своей повседневной работе. Компьютер присутствует в учебном классе в качестве партнера учителя. Зная особенности детей с ЗПР можно отметить, что им характерна низкая учебная мотивация и познавательная активность. А компьютер является мощным средством повышения эффективности обучения.[1] В связи с этим очень актуальным моментом, позволяющим повысить уровень мотивации учащихся, является применение компьютерных и интерактивных технологий в учебно-воспитательном процессе. Применение новых средств обучения, основанных на использовании компьютерных технологий, позволяет:
- значительно повысить информативность и эффективность урока при обучении детей с ЗПР;
- способствует увеличению динамизма и выразительности излагаемого материала;
- обеспечить положительную мотивацию обучения;
- обеспечить высокую степень дифференциации обучения;
- усовершенствовать контроль знаний;
- сформировать навыки исследовательской деятельности.
В условиях перехода на ФГОС НОО одной из ключевых задач является формирование УУД, ведущее место среди которых занимают познавательные УУД. Познавательные действия являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, обеспечивают способность к познанию окружающего мира.[2]
На уроках я использую различные методики и приемы:
- Методика организации компьютерного практикума на уроках математики, русского языка (составление кроссвордов, тестовые задания, работа с наглядными пособиями.
- Методика использования творческих заданий на уроках окружающего мира и литературного чтения с применением средств Microsoft Office, PowerPoint.
- Методика использования обучающе-контролирующих программ на уроках математики, русского языка (образовательные игры, электронное пособие "Мир информатики" для начальной школы и др.)
В обучающих программах, таких как "Гарфилд первоклассникам", изначально реализована идея игры. Звуковое и графическое оформление большинства программ (интерфейс) позволяет ребенку воспринимать их как “игры". Такие программы делают процесс обучения максимально увлекательным. С большим интересом дети вставляют слова, буквы, указывают неверные слова, осознают, насколько хорошо знают правила правописания. Обучающие программы предоставляют практически безграничные возможности мне как учителю, так и учащимся, поскольку содержат хорошо организованную информацию. Обилие иллюстраций, анимации и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение, возможность проверки знаний в форме тестирования, проблемных вопросов и задач дают возможность ученику самостоятельно выбирать не только удобный темп и форму восприятия материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить свои знания.
Я применяю программы для работы со всем классом, которые предполагают возможность соучастия детей в процессе обучения. Я работаю за клавиатурой, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Детей делю на группы, где работают совместно, а я ввожу результат в компьютер.
Правила проведения уроков с использованием ИКТ способствует совершенствованию и активизации учебного процесса, созданию положительной мотивации у учащихся с ЗПР к выполнению умственных и практических действий (в результате чего происходит формирование тех или иных специфических умений)[3]; способствует развитию мелкой моторики руки, развитию сенсорного восприятия (всех анализаторов); развитию внимания и тактильной памяти, а так же развитию духовности человека. Стимулирует познавательную активность.
На своих уроках я провожу, наряду с традиционной формой проверочные работы по изученной теме, компьютерное тестирование (с учетом возрастных особенностей младших школьников), пользуюсь тренажерами. Я считаю, что полезны компьютерные программы для детей, которые плохо усваивают материал на занятиях в школе и нуждаются в повторении; детям, у которых по каким-либо причинам проблемы с обучением: им нужно больше времени, чтобы понять новый материал. Кроме того, им необходимы акустические или оптические эффекты программы, чтобы лучше усвоить материал. Большинство программ устроено таким образом, что обучающиеся сами выбирают учебный материал и задания. Недостаток заключается в том, что они могут выбирать только самые легкие задания и находиться в обманчивой уверенности, что достигли неимоверных успехов, в то время как для их возраста подобные успехи считались бы посредственными. Это - причина, по которой я должна контролировать процесс обучения. И договориться с ребенком, что он будет выполнять задания повышенной сложности. На что я обращаю внимание при выборе образовательной программы: различные уровни сложности, задачи различного типа, помощь, если ребенок не понимает своих ошибок и делает их снова и снова, возможность самостоятельно устанавливать лимит времени для решения задачи. На уроках, индивидуальных занятиях очень строго контролирую количество времени, затраченное обучающимся при работе с компьютером.
Уроки с использованием ИКТ - это, на мой взгляд, является одним из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно - найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным.[4] Использование информационных технологий позволяет мне осуществить задуманное, сделать урок современным. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования, что ведёт к решению главной задачи образовательной политики.
Литература
- https://scouchap.ucoz.ru/index/informacionnye_tekhnologii/0-77
- https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/175656--aktivizacija-uchebnoj-dejatelnosti-mladshih-
- https://infourok.ru/material.html?mid=53228
- https://infourok.ru/ispolzovanie-ikt-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-kak-sredstvo- aktivizacii-poznavatelnoy-deyatelnosti-uchaschihsya-1292715.html