Формирование эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей с ограниченными возможностями здоровья

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Мамедрзаева Мария Вадимовна, учитель начальных классов, КОУ "ВШООВЗ № 2", Нижневартовск, ХМАО

Формирование эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей с ограниченными возможностями здоровья является важной задачей, которая требует внимательного подхода со стороны специалистов, родителей и общества в целом. Дети младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья заранее не могут представить, как им поступить в какой-либо ситуации, так как они не знают и не понимают, что определенное действие или эмоция приведет их к нужному результату.

Первым шагом к формированию эмоциональной отзывчивости является создание безопасной и поддерживающей среды, где ребенок сможет открыто выражать свои чувства. Важно, чтобы дети с ОВЗ чувствовали, что их эмоции приняты и важны. Создание такой атмосферы возможно через использование игр в совместной деятельности и творческих заданий, которые помогают детям научиться распознавать и выражать свои чувства.

Формирование совместной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) требует использования специальных методов и приемов, направленных на создание инклюзивной образовательной среды и поддержку социализации. Вот некоторые из них:

Игровые технологии:

Ролевые игры: помогают развивать социальные навыки, сотрудничество и взаимопомощь.

Командные игры: способствуют формированию чувства командного духа и ответственности.

Проектная деятельность: создание малых групп для выполнения совместных проектов, что способствует взаимодействию и обмену опытом между детьми.

Специальные образовательные технологии:

использование индивидуализированных программ, адаптированных к возможностям и потребностям детей с ОВЗ.

Применение визуальных и тактильных материалов для более глубокого восприятия информации.

Партнёрское обучение: создание пар между детьми с ОВЗ и их сверстниками для выполнения совместных заданий, что способствует обучению и развитию социальных связей.

Методы кооперативного обучения: установление задач, требующих совместного решения, что развивает навыки сотрудничества и общения.

Моделирование ситуаций: создание ситуаций, в которых дети могут практиковать навыки общения и совместной работы в безопасной обстановке.

Инклюзивные мероприятия: проведение совместных классных мероприятий, праздников и мастер-классов, где участвуют все дети, способствующие их интеграции.

Работа с родителями: вовлечение родителей в образовательный процесс и совместные проекты, что помогает поддерживать и развивать навыки детей вне учебного заведения.

Технологии обратной связи: регулярное обсуждение результатов совместной деятельности, что помогает детям осознавать свои достижения и осваивать навыки саморегуляции.

Социальные истории: использование кратких рассказов, которые помогают детям понять социальные ситуации и роли в них, а также учат возможным вариантам поведения.Эти методы и приёмы помогают создать поддерживающую и инклюзивную среду для детей с ОВЗ, способствуя их развитию и социальной адаптации.Работа в классе с другими детьми, включая тех, кто не имеет ограничений, может стать мощным катализатором для формирования эмоциональной отзывчивости. Условием развития эмоциональной отзывчивости у ребенка, выступает общительность и доброжелательность взрослого. В совместной деятельности взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение, развивает интерес и внимание к окружающему миру.

В процессе совместной деятельности развиваются навыки эмпатии, которые помогают детям понять и разделить чувства других людей. Для этого используютсяразные методы, включающие обсуждение книг и фильмов, где дети могут анализировать поступки героев и их эмоциональные реакции. Ролевые игры, в которых дети могут примерять на себя различные роли, также способствуют развитию сопереживания.Не менее важным аспектом является привлечение семьи к этому процессу. Родители и близкие должны быть вовлечены в обучение детей эмоциональным навыкам. Поддержка родных, их пример и открытые обсуждения эмоциональных тем могут значительно усилить обучающий процесс. Специалисты могут предложить родителям различные методы и техники для поддержки эмоционального развития детей в домашних условиях.Поведение взрослого постоянно обуславливает активность поведения и деятельности ребенка. По мнению Татьяны Александровны Крыловой, если взрослый расположен к ребенку, радуется вместе с ним его успеху и сопереживает неудачу, то ребенок сохраняет хорошее эмоциональное самочувствие, готовность действовать и преодолевать препятствия даже в случае неуспеха. Основой эмоционального благополучия является ласковое отношение к ребенку, признание его прав, проявление внимания, это вызывает у ребенка чувство уверенности, защищенности, и обеспечивает гармоничное развитие личности ребенка, выработке положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

В заключение, формирование эмоциональной отзывчивости и сопереживания у детей с ограниченными возможностями здоровья требует комплексного и индивидуального подхода. Сочетание различных методов, включая игровую терапию, участие семьи и инклюзивные практики, может способствовать созданию эмоционально здоровой личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром.

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить