Герасимова Олеся Сергеевна, заместитель директора по воспитательной работе, МБОУ "С(К)ОШ №60", Челябинск, Челябинская область
В современных образовательных программах, включая адаптированную основную общеобразовательную программу (АООП), воспитательная работа является важнейшей неотъемлемой частью. Она органично включена в каждый предмет и все аспекты учебного процесса. Каждый учитель не только передает знания по своему предмету, но и ведет воспитательную работу с учащимися, формируя у них ценностные ориентиры и нормы поведения. Это особенно важно для обучающихся с нарушениями интеллекта, которые требуют особого подхода в развитии эмоционально-волевой сферы, коммуникативных навыков и социальной адаптации.
В основу формирования АООП обучающихся с интеллектуальными нарушениями положены следующие принципы:
- принципы государственной политики РФ в области образования (гуманистический характер образования, единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, светский характер образования, общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников и др.);
- принцип коррекционно-развивающей направленности образовательного процесса, обуславливающий развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом особых образовательных потребностей;
- онтогенетический принцип;
- принцип преемственности, предполагающий взаимосвязь и непрерывность образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями на всех этапах обучения: от младшего до старшего школьного возраста;
- принцип целостности содержания образования, обеспечивающий наличие внутренних взаимосвязей и взаимозависимостей между отдельными предметными областями и учебными предметами, входящими в их состав;
- принцип направленности на формирование деятельности обучающихся, обеспечивающий возможность овладения обучающимися с интеллектуальными нарушениями всеми видами доступной им предметно-практической деятельности, способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной деятельности и нормативным поведением;
- принцип переноса усвоенных знаний, умений, навыков и отношений в различных жизненные ситуации, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные жизненные ситуации, что позволяет обеспечить готовность обучающегося к самостоятельной ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
- принцип сотрудничества с семьей.
Адаптированная основная общеобразовательная программа для обучающихся с нарушениями интеллекта в образовательном учреждении, не ограничивается лишь передачей знаний. Каждый учебный предмет содержит важную воспитательную составляющую, которая способствует формированию у детей основ жизненной ориентации и социализации. Воспитательные блоки в учебной программе направлены на создание условий для гармоничного развития личности школьников, их интеграции в общество, формирование нравственных и культурных ценностей.
Важно отметить, что новая концепция воспитания, заложенная в адаптированной общеобразовательной программе, опирается на общие цели и задачи воспитания, сформулированные в государственной политике Российской Федерации. Она предполагает воспитание граждан, которые уважают законы и традиции своей страны, готовы участвовать в жизни общества, независимо от их физических или умственных возможностей.
Одним из ключевых направлений воспитательной работы, отражённых в воспитательном блоке адаптированной общеобразовательной программы является гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание. Важно прививать детям с особыми образовательными потребностями уважение к Родине, чувство гордости за страну, культуру и народ.
Затруднения в психическом развитии детей с интеллектуальными нарушениями выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития. Всё это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
В рамках учебного процесса и внеурочных мероприятий школьники знакомятся с традициями России, изучают государственные символы, участвуют в патриотических праздниках. Такие мероприятия способствуют развитию у детей с нарушениями интеллекта базовых нравственных качеств – доброты, сострадания, уважения к окружающим, что помогает им интегрироваться в общество.
Неотъемлемой частью воспитательной работы является взаимодействие с родителями. Семья играет ключевую роль в социализации и воспитании детей с особыми образовательными потребностями. Практически в каждой семье, в которой воспитывается ребёнок с особенностями в развитии, происходит искажение коммуникаций. Родители нуждаются в профессиональном консультировании. Для повышения эффективности воспитательной работы в образовательном учреждении важно наладить тесное сотрудничество специалистов и педагогов школы с родителями.
Таким образом, воспитательная работа реализуется в единстве с учебной деятельностью, охватывая всех участников образовательных отношений.