Ильина Ольга Андреевна, заместитель директора по научно-методической работе, МБОУ "С(К)ОШ № 60", Челябинск, Челябинская область
В настоящий момент приоритетным направлением государственной политики в сфере образования является создание условий для обеспечения роста самосознания и гражданского взросления общества.
В данном контексте патриотизм рассматривается как сложное многогранное явление. И как одно из наиболее важных и значимых ценностей общества, он объединяет в своем содержании социальные, духовно-нравственные, культурные, исторические и многие другие компоненты. И в первую очередь он проявляется как эмоционально-возвышенное отношение к семье, малой родине, Отечеству. Патриотизм выступает в качестве важной составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социальной значимости.
С одной стороны, государство делает заказ на толерантную, поликультурную личность, активно участвующую в общественной жизни, осознающую свой долг перед Отечеством и малой родиной, уважающей национальные традиции и культуру народов мира. С другой стороны, проект "Школа Минпросвещения России" уже является готовым системным описанием ключевых характеристик и параметров эталонной модели школы, обеспечивающих оптимальные качественные условия обучения и воспитания каждого школьника в современных социально-экономических и геополитических реалиях.
Таким образом, в связи с возросшей ролью школы в воспитании подрастающего поколения, появляется необходимость создания единой воспитывающей среды, т.е. такого образовательного пространства, которое связало бы вокруг себя компоненты учебно-воспитательной работы школы, такие как проектную и исследовательскую деятельность, дополнительное образование и школьные клубы, проекты "Движения Первых" и "Орлята России", а также являлось условием повышения социальной активности родителей и возможности вовлечения и повышения квалификации педагогов.
Создание музея под открытым небом в школе представляет собой не только творческий, но и управленческий вызов. Эффективное руководство проектом начинается с четкого определения целей и задач. Важно сформировать команду, включающую педагогов, учеников и родителей, которая будет ответственна за разработку концепции музея и его дальнейшее функционирование.
Поскольку музей представляет собой особую форму организации образовательного пространства, необходимо определить основные механизмы реализации:
- создание музея под открытым небом "Традиции Южного Урала" (оснащение материально-технической базы, разработка Паспорта музея и необходимой рабочей документации, регламентирующей деятельность музея);
- создание инициативной группы и определение руководителя музея (увеличение количества педагогов, вовлеченных в реализацию проекта и прошедших курсовую подготовку);
- внесение изменений и дополнений в содержании программ и локальных актов образовательной организации;
- диссеминация полученного опыта работы с целью анализа и перспектив развития инновационной деятельности (организация и участие в семинарах, научно-практических конференциях различного уровня, тиражирование практико-ориентированных методических материалов).
Следующим шагом является планирование бюджета. Необходимо учитывать затраты на материалы, оформление экспонатов, а также возможные расходы на продвижение музея. Найти спонсоров или партнёров в лице местных организаций поможет привлечь дополнительные ресурсы.
Немаловажная роль отводится сетевому взаимодействию с образовательными организациями города и организациями культуры в формате проведения совместных мероприятий для обучающихся и воспитанников образовательных организаций города.
Кроме того, важно обеспечить регулярный мониторинг и оценку работы музея, собирая отзывы участников и посетителей. Такой подход позволит корректировать деятельность и повышать её эффективность, тем самым создавая живую и динамичную образовательную среду.
Создание музея под открытым небом представляет собой уникальную инициативу, направленную на патриотическое воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальными нарушениями). Такой музей станет не только образовательной платформой, но и пространством для формирования патриотических чувства. Экспозиции нацелены на то, чтобы погружать посетителей в исторические события и культурные традиции, показывая достижения и героизм нашего народа.
Один из ключевых аспектов управления - это разработка образовательной программы, которая будет интегрировать музейные экспонаты в учебный процесс. Проведение мастер-классов, экскурсий и тематических мероприятий позволит не только повысить интерес к музею, но и развить у обучающихся исследовательские навыки.
Особое внимание следует уделить созданию доступной среды. Интерактивные выставки, тактильные экспонаты и мультимедийные элементы позволят каждому ребенку, независимо от физического состояния, активно участвовать в образовательном процессе.
Таким образом, музей под открытым небом не только станет местом для изучения истории и культуры, но и поможет развить коммуникационные навыки, критическое мышление и чувство общности. Благодаря таким инициативам, мы формируем у подрастающего поколения уважение к своей стране и ее достижениям, создавая основу для патриотизма, сотрудничества и взаимопонимания в обществе.