Вода - всему госпожа (формирование у дошкольников с ОВЗ экологической культуры)

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Кузнецова Алена Анатольевна, учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад "Гармония", детский сад № 51 "Лесовичок", Новоуральск, Свердловская область

Состояние здоровья детей дошкольного возраста (физическое, психическое, социальное) является сегодня глобальной проблемой. Именно поэтому особое внимание педагоги уделяют здоровьесберегающим технологиям обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ. Формирование ценностных ориентаций по сохранению и обогащению здоровья происходит в процессе физкультурной работы, валеологического образования, нравственно-экологического воспитания.

Воспитание стойкой мотивации к здоровому образу жизни осуществляется, в первую очередь, посредством формирования экокультуры. Педагог, работающий на коррекционной группе детского сада, "погружает" обучающихся в экологическую тематику посредством познавательно-развивающего общения, опытной деятельности, решения проблемно-игровых задач, продуктивной деятельности, игротренингов, социально-полезных дел.

Предлагаю эффективные методы и приёмы по изучению роли воды в природе и жизнедеятельности человека в совместной с детьми деятельности.

  • Начните с беседы: где в природе бывает вода? Вместе вспомните и "зашифруйте" быстрыми рисунками ответы детей.

(океаны, моря, реки, озёра) – (дождь) – (родник) – (ручей) – (лужа) …

  • Вода – источник жизни на Земле! Обсудите вместе с детьми – кому и зачем для жизни необходима вода? (рыбам, лягушкам, птицам, зверям, насекомым, домашним питомцам, животным в зоопарке, цветам, грибам…). Никто не сможет жить без воды! Вместе нарисуйте эти картинки. Ежедневно напоминайте детям о необходимости соблюдения питьевого режима для сохранения здоровья.
  • Проведите опыты и вместе с детьми определите свойства воды:

- она прозрачная (заглянуть в стакан – видно ли дно или ложку?);

- она не имеет запаха (понюхать воду в стакане);

- она бесцветная (какого цвета вода в стакане?);

- она не имеет вкуса (попробовать воду – кислая? сладкая? горькая?).

  • Организуйте познавательную беседу – вода нужна не только для питья. Активизируйте жизненный опыт дошкольников с помощью сюжетных картинок, обучающих видеороликов, мультфильмов. Проведите сюжетно-ролевые и настольные игры по данным сюжетам.
  • Поиграйте в речевую игру "Какой бывает вода?". Оказывается, вода может быть не только жидкой, но и скользкой (лёд на дороге, айсберги, ледник в горах), пушистой (снежинки), круглой (град, снежки), летающей (вода в космосе)…
  • Обсудите проблемную ситуацию по сюжетной картине – иногда вода бывает опасной! Это кипяток. Вместе подберите варианты – где опасная вода? (в кране, в кастрюле, в чайнике, в термосе, в батарее…). Обговорите правила безопасного обращения с такими горячими предметами.
  • Эксперименты помогут детям определить – что можно растворить в воде? В стакан с водой положите вещество и попробуйте перемешать (соль, сахар, манная крупа, песок, гречневая крупа, мука). Проверьте – что плавает в воде, что тонет? Опускайте предметы из разных материалов и проверяйте их на плавучесть (железный гвоздь, монетку, камушек, деревянную палочку, пробку, пластмассовую крышку, резиновую игрушку, кусочек пенопласта, бумажный кораблик, семечки, ракушку). Выводы стоит зарисовать.
  • Вода служит человеку, помогает ему. Вместе с детьми придумайте интересные сказки-истории "Как вода мельницу заводит", "Как вода вырабатывает электричество", "Как вода помогает грузы перевозить" и т.д.
  • Организуйте экологические беседы, экологические игры. Вместе сформулируйте экологические правила, оформите их в Экогазету. Разберите самые разные ситуации (дома, в детском саду, во дворе, в лесу, на озере…). Вместе сделайте простой фильтр из бумаги, попробуйте очистить воду.
  • Полезным будет проведение соревнований с водой: кто скорее выпьет воду через соломинку, кто надует самые большие пузыри в стаканчике через соломинку, кто быстрее перенесёт большой ложкой воду с одного стола на другой, кто аккуратнее перельёт воду из сосуда в сосуд и т.д.
  • Интересно провести семантические игры по толкованию русских пословиц или поговорок о воде. Например, следующие поговорки легко объяснить в игровой форме и даже зарисовать:

- замолчал, как воды в рот набрал (попробуйте что-нибудь произнести, когда рот наполнен водой!);

- похожи, как две капли воды (капните на каждую ладошку по капле – чем они отличаются? почему так говорят про близнецов?);

- вода даже камень точит (рассмотрите гальку, потрогайте – почему она такая гладкая?).

  • В процессе режимных моментов необходимо вырабатывать важное жизненное правило: воду нужно экономить (не оставлять без надобности включенным кран; закрывать воду; наливать воды в стакан столько, сколько можешь выпить).

Комплексное решение задач здоровьесбережения и экологического воспитания обеспечивает полноценное формирование социально адаптированной личности воспитанника с ОВЗ в период дошкольного детства.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить