Возможности и порядок оказания психолого-педагогической и консультативной помощи родителям детей с ранними признаками отклоняющегося поведения

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Хадеева Юлия Олеговна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад "Гармония", Новоуральск, Свердловская область

Среди наиболее актуальных проблем, возникающих в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений, особое место занимают трудности, связанные с психологическим и психическим здоровьем детей дошкольного возраста. На современном этапе детский сад становится одним из определяющих социальных условий формирования личности ребёнка.

Анализ моей работы педагогом-психологом в детском саду компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития подтверждает, что преодоление семейного неблагополучия является острой проблемой, требующей своего решения на этапе своего зарождения. Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют отклонения в эмоционально-волевой сфере, произвольности поведения, развитии высших психических функций, что является, несомненно, отягощающим фактором. Зачастую семья не может самостоятельно преодолеть кризисную ситуацию в своем развитии и тогда душевное состояние и поведение ребенка является своеобразным индикатором семейного благополучия или неблагополучия.

От педагога-психолога зависит качество организации взаимодействия специалистов, адресность профилактической работы и глубина решения проблемы. В первую очередь определяютсяпедагогические интересы родителей, их потребности в сотрудничестве с педагогами ДОУ; изучаются особенности семейного воспитания, трудности конкретных родителей в воспитании детей; анализируются детско-родительские отношения.

Партнёрство семьи и образовательной организации является важнейшим условием эффективного решения воспитательно-образовательных задач. Взаимодействие педагога-психолога с родителями направлено в первую очередь на укрепление эмоциональных связей в семье, обогащение и оздоровление внутрисемейных детско-родительских отношений.

Подробнее остановлюсь на некоторых нетрадиционных направлениях работы, которые вызывают особый эмоциональный отклик у детей и родителей.

Волонтерское движение в детском саду. Волонтерский детско-родительский отряд "Лучики добра" детского сада № 49 "Дом радости" функционирует второй год, в него активно включены дети с признаками отклоняющегося поведения, родители, специалисты и воспитатели детского сада. За этот период с помощью кураторов ребята организовали следующие благотворительные акции, в которые были вовлечены все группы детского сада: помощь приютам для бездомных животных "Протяни лапу другу"; акция "Чудеса под Новый год" и "Собери ребенка в школу" по сбору настольных игр и канцелярских товаров для детей находящихся в трудной жизненной ситуации; акция по сбору макулатуры, "Сдай батарейку, спаси ежика"; изготовление кормушек и угощений для птиц; акции для участников СВО: "Письмо солдату", "Посылка солдату" и др.

 Отряд инициировал социально-значимые акции в детском саду: "День дружбы", "Рассада для друзей", "Чистый детский сад", "Поможем малышам", "Книги добрых дел" и др.

 Данный проект позволил создать условия для воспитания милосердия, внимательности и толерантного отношения к другим людям, животным, желания помогать, а также способствовал активному включению родителей в совместную деятельность. Вся деятельность волонтерского отряда отражается в сообществе ВК на страничке детского сада, официальном сайте учреждения, а также в выставке фотографий.

Реализацияпроекта "Живые письма дошкольников"дает возможность выразить свои чувства к самому близкому человеку и увидеть ответную реакцию любви к себе, что особенно важно для укрепление детско- родительских отношений ("Письмо маме", "Письмо родителям" и т.п.).Письма могут быть в виде коллажа, рисунка, либо написаны с помощью педагога-психолога или воспитателя. Так же ребята пишут письма детям в другие группы, воспитателям или друзьям, что способствует формированию ценностного отношения к близким людям и получение позитивной обратной связи.Участвуя в событиях, имеющих социальную значимость, воспитанники получают: возможность самореализации, осваивают опыт внутри социальных отношений, выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в детском саду и в ближайшем социальном окружении.

 Метод "Эвристические вопросы: кто, что, где, чем, как, когда?"использую на родительских собраниях, как форму сотрудничества семьи и детского сада. Если перемешать эти вопросы между собой, получится 21 вариант. Последовательно вытягивая такие смешанные вопросы и отвечая на них, родители могут получить новый, интересный взгляд на проблему и, отвечая на них, родители видят нестандартные пути решения проблемы. Данный метод предоставляет родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется.

Моя цель, как педагога-психолога – это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Ключевая позиция специалистов, работающих с родителями, должна заключаться в том, что быть родителями в принципе непросто, и не нужно стыдиться своих ошибок или стыдиться ребенка, который "не умеет себя вести". Родители должны быть уверены в том, что детский сад всегда поможет им в решении педагогических трудностей и в то же время никак не повредит,так как будут учитываться мнения семья и предложения по взаимодействию с ребенком.

  • 00001
  • 00002
  • 00003

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить