Развитие межполушарных связей как эффективное средство коррекции детей с задержкой психического развития

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Растрепенина Екатерина Викторовна, учитель-дефектолог, Сенникова Наталия Анатольевна, учитель-логопед, МАДОУ "Росинка" детский сад № 7, Новоуральск, Свердловская область

Межполушарные связи играют ключевую роль в функционировании мозга и развитии когнитивных, моторных и социальных навыков у детей. Мы работаем с детьми, имеющими задержку психического развития (ЗПР) и понимаем, что у воспитанников данной категории межполушарные связи могут быть ослаблены или развиваться в более медленном темпе, что негативно влияет на их общее развитие и адаптацию в обществе.

По причине замедленного развития межполушарных связей у детей с задержкой психического развития мы отмечаем следующие особенности:

  1. Недостаточная интеграция информации, замедляющая процесс восприятия и усвоения новых знаний, умений и навыков, что приводит к дальнейшим трудностям в обучении и социализации.
  2. Нарушение координации: ослабленные межполушарные связи могут вызывать нарушения координации движений, что влияет на общую активность ребенка,тормозит формирование пространственной ориентировки, общей, мелкой и артикуляционной моторики, навыков самообслуживания.
  3. Ненормативное развитие психических процессов: дети с ЗПР часто испытывают трудности концентрации внимания, запоминания информации, развития логического мышления, построения связного высказывания, что связано с недостаточной синхронизацией работы полушарий.
  4. Социальные и эмоциональные трудности: ослабленные межполушарные связи могут приводить к трудностям в понимании социальных сигналов и эмоций, что затрудняет взаимодействие с окружающими.

Понимание особенностей межполушарного взаимодействия у детей с ЗПР позволяет специалистам и воспитателям нашей группы разрабатывать индивидуализированные подходы и методы коррекции, направленные на улучшение адаптации воспитанников и качества их жизни, включающие как физические, так и когнитивные упражнения, могут значительно помочь в развитии межполушарных связей и, как следствие, в общем развитии ребенка.

Развитие межполушарных связей у дошкольников с задержкой психического развития требует системного подхода и использования разнообразных упражнений. Для развития межполушарных связей мы используем игровые приемы, творческие задания, физические упражнения, что позволяет улучшить когнитивные функции, моторику и социальные навыки наших воспитанников. Мы стремимся к тому, чтобы занятия были интересными, что позволяет поддерживать мотивацию и вовлеченность детей в коррекционно-образовательный процесс.

При создании системы эффективных приемов мы планировали работу по 4 направлениям.

  1. Развитие когнитивных функций: межполушарные связи обеспечивают интеграцию информации, поступающей в правое и левое полушария. Правое полушарие отвечает за интуитивное восприятие, эмоциональное восприятие и пространственное мышление, тогда как левое – за логическое мышление, анализ и вербальные навыки. Их взаимодействие важно для полноценного познавательно-речевого развития, и здесь эффективны следующие приемы и формы работы:

* дидактические игры, направленные на развитие координации действий обеих рук, такие как:

– обводка, проведение симметричных и асимметричных линий обеими руками сначала по очереди, а затем одновременно,

– выполнение двумя руками движений, различных по характеру и скорости,

– складывание пазлов, выполнение рисунка из мозаики, в том числе и одновременно двумя руками.

* когнитивные тренинги, способствующие развитию когнитивных способностей и психических процессов:

– игровые упражнения на развитие внимания и памяти («Лото», «Домино», «Парные картинки», «Лабиринты», «Кого (чего) нет?», «Дорисуй зеркально вторую половинку рисунка», «Собери рисунок из мозаики по образцу» и др.),

– игровые упражнения на развитие логического мышления («Подбери пару», «Найди отличия», «4 лишний»);

– конструирование и рисование по замыслу, образцу, схеме, по памяти.

  1. Формирование моторных навыков: синхронизация работы обеих сторон тела, обеспечиваемая межполушарными связями, необходима для координации движений. Дети с ЗПР часто испытывают трудности с координацией, что может проявляться в неуклюжести, пониженной точности или недоступности движений. Развитие межполушарных связей способствует улучшению моторных навыков и общей физической активности и осуществляется нами через:

* общие физические упражнения, способствующие активизации и синхронизации работы обоих полушарий, помогающие улучшить общую моторику и координацию движений:

– игровые упражнения на формирование навыка перекрестных движений: одновременные разнонаправленные движения противоположными рукой и ногой,

– игровые упражнения на формирование навыка зеркальных движений,

– игровые упражнения с координационной лестницей, игры в классики,

– выполнение упражнений с мячом двумя руками одновременно, отбивание мяча ритмично по очереди разными руками, подбрасывание мяча одной рукой и ловля другой; можно усложнить задачу, добавив вращения или прыжки,

– хождение по линиям различной толщины и конфигурации в придуманном или заданном направлении;

* упражнения на развитие мелкой и артикуляционной моторики:

– выкладывание узора из мелких деталей одновременно двумя руками,

– обводки одновременно двумя руками в разных направлениях,

– выполнение артикуляционных упражнений совместно с движениями рук,

– занятия по формированию пространственной ориентировки и основ программирования с использованием компьютера: в нашей группе мы используем программу «Пиктомир».

  1. Эмоциональное развитие: эмоциональная регуляция и восприятие эмоций также зависят от межполушарного взаимодействия. Правое полушарие отвечает за восприятие и выражение эмоций, а левое – за их анализ и интерпретацию. У детей с ЗПР наблюдаются трудности в понимании собственных и чужих эмоций, что негативно сказывается на детском эмоциональном состоянии и затрудняет регулирование поведения. Для развития эмоциональной регуляции нам помогаюттворческие занятия, представленные музыкой, танцами, рисованием, лепкой:

* музыкальные занятия помогают развивать ритм и координацию движений, танцевальные упражнения могут включать в себя действия с предметами, в том числе действия с двумя предметами одновременно, например, размахивая ленточкой одной рукой и «поливая» цветы другой рукой,

*на занятиях по изобразительной деятельности и лепкеинтересны и эффективны упражнения по последовательной деятельности, когда ребенок сначала зарисовывает предмет, а потом лепит его из пластилина, а также по совмещению разных видов деятельности, когда одной рукой ребенок рисует, а другой рукой лепит простые фигуры из пластилина.

  1. Социальная адаптация: эффективное межполушарное взаимодействие влияет на развитие социальных навыков, таких как способность к эмпатии, понимание эмоций других, позитивное общение, умение взаимодействовать в группе. Дети с ЗПР могут испытывать трудности в социальном взаимодействии, что затрудняет их интеграцию в обществе. Развитие межполушарных связей может помочь улучшить социальные навыки и коммуникацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Мы используем:

* ролевые игры, помогающие развивать социальные навыки и улучшать коммуникацию;

* спортивные игры, требующие выполнения определенных правил, например, футбол, способствует развитию командного взаимодействия и координации.

Таким образом, развитие межполушарных связей у детей с задержкой психического развития требует системного подхода и применения различных методов и упражнений. Игровые и творческие занятия, физические упражнения и когнитивные тренинги помогут улучшить когнитивные функции, моторику и социальные навыки, что в свою очередь способствует успешной адаптации детей в обществе. Важно, чтобы занятия были интересными и разнообразными, что позволит поддерживать мотивацию и вовлеченность ребенка в процесс обучения.яченкова И.М., Карпова И.В. «Игры, в которые играет мозг».

  1. Глозман Ж. М. Комплексная коррекция трудностей обучения в школе / Под редакцией Ж. М. Глозман, А. Е. Соболевой. – Москва: Смысл, 2014. – 543 с. – С. 51.
  2. Курочкина Г. В. Игры и упражнения для дошкольников на развитие межполушарных связей / Г. В. Курочкина.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить