Пауэль Альбина Евгеньевна, студент, ГАПОУ СО "НТПК 1", Нижний Тагил, Свердловская область
Критическое мышление является неотъемлемым компонентом успешной профессиональной деятельности и социальной адаптации. Особенно важно развивать критическое мышление у детей младшего школьного возраста с ЗПР, так как именно в этот период закладываются основы их интеллектуального и нравственного развития.
Это особенно актуально на уроках литературы, понимание текстов и умение формулировать собственное мнение становятся необходимыми компонентами образовательного процесса. Литература как искусство слова не только развивает эмоциональный интеллект, но и служит средством формирования аналитических способностей у детей. На уроках литературного чтения в начальных классах закладываются основы критического мышления, которые впоследствии влияют на общий уровень образовательной подготовки учащихся. Работа с литературными произведениями позволяет детям не только осмысливать художественный текст, но и выстраивать логические цепочки, делать выводы и оценивать действия персонажей с разных точек зрения. Внедрение технологий критического мышления в учебный процесс способствует развитию у учащихся самостоятельности, инициативности и творческого подхода к изучаемому материалу.
В данной статье будет рассмотрен ряд технологий и приёмов, которые помогут активно вовлечь учащихся с ЗПР в процесс анализа литературных произведений и формирования их собственных взглядов на изучаемые темы.
Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.
Технология РКМЧП - надпредметная, проникающая, она применима в любых программах и предметах.
В основу технологии положен базовый дидактический цикл, состоящий из трёх этапов (стадий). Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приёмов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретённых знаний.
Первая стадия - "вызова", во время которой у учащихся активизируются имевшиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего учебного материала.
На данной стадии можно использовать такие приемы:
- Мозговой штурм.
- Кластер предположений (на стадии рефлексии вносим изменения).
- Игра-упражнение "Веер".
- Приём "Поясните цитату".
- Приём "Как вы объясните народную мудрость".
- Приём "Вы согласны с этим высказыванием?".
- Приём "Как бы вы прокомментировали эпиграф".
- Постановка проблемы на примере сопоставления фактов или приведения в пример интересных статистических данных .
- Приём "Верите ли вы, что…".
Рассмотрим приём "Мозговой штурм" более подробно:
Мозговая атака как методический прием используется в технологии развития критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии "вызова".
На первом этапе обучающимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают по данной теме; на втором – обучающиеся обмениваются информацией. Педагогический опыт показывает, что парная мозговая атака очень помогает обучающимся, которым сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой обучающийся легче выходит на контакт со всей группой. Кроме того, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу обучающихся.
Вторая стадия — "осмысление" — содержательная, в ходе которой происходит непосредственная работа ученика с текстом, причём работа направленная, осмысленная. Процесс чтения всегда сопровождается действиями ученика (маркировка, составление таблиц, ведение дневника), которые позволяют отслеживать собственное понимание. При этом понятие "текст" трактуется весьма широко: это и письменный текст, и речь преподавателя, и видеоматериал.
На этой стадии используются такие приемы, как:
- Приём "З-Х-У" ("знаю - хочу узнать - узнал") .
- Приём "Что это…" (своеобразный "чёрный ящик").
Рассмотрим приём "З-Х-У" ("знаю - хочу узнать - узнал") более подробно:
Это один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. Прием подходит для разных стадий.
1 шаг: До знакомства с текстом обучающиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики "Знаю", "Хочу узнать".
2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, обучающиеся заполняют графу "Узнали".
3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф. Дополнительно можно предложить обучающимся еще 2 графы – "источники информации", "что осталось не раскрыто".
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Третья стадия — стадия "рефлексии" — размышления. На этом этапе ученик формирует личностное отношение к тексту и фиксирует его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учётом вновь приобретённых знаний.
Для этой стадии характерны такие приемы:
- Написание эссе.
- Рефлексивный экран вопросов.
- Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме.
- Моё мнение.
- Что нового вы узнали на уроке.
- Написание синквейна.
Рассмотрим прием "Синквейн" более подробно:
Этот прием происходит от французского слова "cing" – пять. Это стихотворение, состоящее из пяти строк: короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), которое пишется по определѐнным правилам.
Синквейн используется для фиксации эмоциональных оценок, описания своих текущих впечатлений, ощущений и ассоциаций.
Синквейн - самая легкая форма стихотворений по алгоритму. В переводе "синквейн" означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. На первой строчке записывается одно слово – существительное (название стихотворения). Это тема синквейна (связана с изучаемым материалом). На второй строчке надо написать два прилагательных или причастия, описание темы (слова можно соединять союзами и предлогами). На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна. На четвертой строчке размещается фраза из 4 слов, состоящая из нескольких слов, с помощью которых ученик выражает свое отношение к теме (в 1 строчке). Пятая строчка – это слово – ассоциация, синоним, резюме, которое позволяет выразить личное отношение к теме, дает ее новую интерпретацию, обычно существительное.
Главная цель технологии критического мышления заключается в развитии интеллектуальных способностей учащихся с ЗПР, что, в свою очередь, помогает им самостоятельно учиться и находить свой путь к решению конкретных задач. Данная технология имеет простую структуру, состоящую из трёх этапов: вызова, осмысления содержания и рефлексии.
Также, формы уроков по РКМЧП отличаются от уроков в традиционной системе обучения. Ученики с ЗПР не просто пассивно слушают учителя, они становятся активными участниками процесса. Они размышляют, вспоминают, делятся своими мыслями с одноклассниками, читают, пишут и обсуждают прочитанное.
Ценность этой технологии заключается в том, что ученик самостоятельно обрабатывает большое количество информации, задаёт вопросы, ищет на них ответы, а если они кажутся ему неубедительными, то опровергает их, находит аргументы и формирует свою точку зрения, которая, возможно, не всегда совпадает с общепринятой. Ученик организует свою мыслительную деятельность по определённому алгоритму: определяет цель, находит нужную информацию, сравнивает её с уже имеющимися знаниями и личным опытом, размышляет над полученной информацией, в процессе обсуждения сравнивает свою точку зрения с другими участниками образовательного процесса, делает выводы.
В результате такой мыслительной деятельности информация, которая раньше была новой и неизвестной, становится частью собственных знаний ученика.
Применение различных методов обучения в классе помогает обучающимся с ЗПР лучше понимать литературные тексты, осмысленно воспринимать их содержание и формировать собственное мнение. В начале обучения дети знакомятся с разными жанрами литературы, учатся различать персонажей, основную мысль и эмоции в произведениях. Приёмы критического мышления помогают им активно работать с материалом, развивать навык задавать вопросы и выражать своё мнение. Использование таких методов, как игровые задания, групповые обсуждения и творческие проекты, создаёт активную атмосферу на уроках, где каждый ученик становится важным участником учебного процесса.
Таким образом, литературное образование и технология развития критического мышления (ТРКМ) очень важны для воспитания эстетических и нравственных качеств у школьников. Главная цель литературного образования — помочь детям понимать литературу как часть культуры. Это включает в себя развитие чувства прекрасного и умения оценивать художественные произведения.
ТРКМ, имея четкую структуру, помогает ученикам не только развивать свои познавательные и творческие способности, но и учиться работать в команде, принимать решения и выражать свои идеи. Каждый этап ТРКМ — это новый вызов, размышления и анализ, что помогает учащимся более активно участвовать в учебном процессе, усваивать новую информацию и формировать собственное мнение.
Сочетание литературного образования и ТРКМ создает комплексный подход к развитию школьников. Это важно для формирования критического мышления, эмоциональной активности и умственной зрелости, что способствует воспитанию гармоничной и образованной личности.