Крупина Валерия Евгеньева, студент, ГАПОУ СО "НТПК 1", Нижний Тагил, Свердловская область
Преподавание финансовой грамотности стало обязательным в 1-4 классах школ, это закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) начального общего образования.
Согласно ФГОС, финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования утверждается то, что необходимо адаптировать школьную программу к потребностям современного мира. Это связано с тем, что сфера финансов затрагивает практически все стороны жизни современного человека.
Целью финансовой грамотности является создание основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
Исходя из требований современной школы, можно выделить основные задачи формирования финансовой грамотности:
- Формирование базового уровня финансовой грамотности, необходимого для ориентации и социальной адаптации учащихся к происходящим изменениям в жизни, а также к профессиональной ориентации выпускников;
- Формирование культуры экономического мышления, обретение опыта в анализе конкретных экономических ситуаций;
- Выработка практических навыков принятия ответственных финансовых и экономических решений, как в личной жизни, так и в общественной жизни.
Период обучения в начальной школе является сенситивным для накопления знаний, формирования поведения и основ мировоззрения. Именно на этом этапе идет развитие познавательных процессов и личностных качеств, что способствует формированию основ финансовой грамотности, которое продолжается в течение всей жизни человека.
В начальной школе расширяются возможности для продолжения формирования основ финансовой грамотности школьников. Вопросы, связанные с финансовой грамотностью, сегодня внедряются в содержание образования, реализуемого по ФЗ "Об образовании в РФ", "В соответствии с Ф3 "Об образовании в Российской Федерации" обучение финансовой грамотности является обязательным элементом на всех уровнях образования, начиная с начального общего образования и включается в ООП всех образовательных учреждений России".
Формирование финансовой грамотности у обучающихся с ЗПР позволяет повысить учебную мотивацию, сформировать коммуникативные и регулятивные навыки в области финансов: овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях, умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
В обучении младших школьников преобладают задачи, которые называют текстовыми, сюжетными. Они являются одним из приёмов формирования финансовой грамотности.
Решению текстовых задач в начальном обучении уделяется огромное внимание. Связано это с тем, что такие задачи являются средством формирования у обучающихся с ЗПР умений строить математические модели реальных явлений, средством развития у них математических способностей, интереса к математике.
Математическая текстовая задача – это связный лаконический рассказ, в котором введены значения некоторых величин и предлагается отыскать другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с ними определенными отношениями, указанными в условии.
Чтобы решить такую задачу, необходимо перевести ее на язык математических действий, т. е. построить ее математическую модель. Напомним, что математическая модель - это описание какого-либо реального процесса на математическом языке.
Математической моделью текстовой задачи является выражение (либо запись по действиям), если задача решается арифметическим методом, и уравнение (либо система уравнений), если задача решается алгебраическим методом.
В процессе решения задачи четко выделяются три этапа математического моделирования:
I этап - перевод условий задачи на математический язык; при этом выделяют необходимые для решения данные и искомые и математическими способами описывают связи между ними;
II этап - внутримодельное решение (т. е. нахождение значения выражения, выполнение действий, решение уравнения);
III этап - интерпретация, т. е. перевод полученного решения на тот язык, на котором была сформулирована исходная задача.
В математике задачи выполняют обучающую, развивающую и воспитательную функции.
Существуют различные методические подходы к обучению младших школьников с ЗПР решению текстовых задач, но какую бы методику обучения ни выбрал учитель, ему необходимо знать структуру таких задач, а также арифметические способы их решения, которые преобладают в начальном обучении математике.
Существует разновидность задач "на работу", "куплю-продажу" и другие процессы. В окружающей действительности человек имеет дело с различными процессами: движением, работой, покупкой товара и др. Как правило, они характеризуются тремя величинами. Так, для работы - это производительность труда, время работы и весь объем выполненной работы; для процесса "купли-продажи" - цена, количество товара и его стоимость.
Значение задач на нахождение цены, количества и стоимости заключается в том, что они помогают:
- Познакомить учащихся с понятиями "цена", "количество" и "стоимость". На примере разнообразных задач можно показать, как эти величины взаимосвязаны друг с другом.
- Сформировать умения и навыки, связанные с расчётом стоимости и выполнением элементарных денежных операций. Например, ученики смогут считать сдачу при покупке товаров и оплате услуг, а также эффективно использовать наличные деньги.
- Повысить уровень финансовой грамотности. Это происходит за счёт введения новых определений, терминов и описаний.
Таким образом, значение текстовых задач в обучении математике многостороннее:
- Образовательное значение. Решая задачи, ученик познаёт новое: знакомится с ситуацией, описанной в задаче, с применением математической теории к её решению, познаёт новый метод решения или новые теоретические разделы математики.
- Практическое значение. При решении задач ученик обучается с ЗПР применять математические знания к практическим нуждам, готовится к практической деятельности в будущем, к решению задач, выдвигаемых практикой, повседневной жизнью.
- Значение в развитии мышления. Решение задач приучает выделять посылки и заключения, данные и искомые, находить общее, сопоставлять и противопоставлять факты.
- Воспитательное значение. Правильно поставленное обучение решению математических задач воспитывает у учеников с ЗПР честность и правдивость, настойчивость в преодолении трудностей, уважение к труду своих товарищей.