Выученная беспомощность у школьников: феноменология и коррекция

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Фомина Екатерина Анатольевна, педагог-психолог, МАУ ЦППМСП "ЦДК", Новоуральск, Свердловская область

Выученная беспомощность – устойчивое психологическое состояние, при котором индивид убежден в невозможности влиять на значимые жизненные обстоятельства, несмотря на наличие ресурсов для изменения ситуации. Концепция разработана М. Селигманом в 1960-х годах.

В дошкольном периоде (5-7 лет) закладываются основы волевой и эмоциональной сфер, наблюдается высокая чувствительность к травмирующим факторам.

Провоцирующими ситуациями могут выступать:

  • постоянное выполнение за ребенка простых действий (одевание, уборка игрушек), лишающее его возможности научиться самостоятельности;
  • резкая критика со стороны воспитателя за неаккуратное выполнение творческих заданий;
  • систематическое сравнение с более способными сверстниками, вызывающее чувство неполноценности;
  • запрет на исследование окружающего пространства из страха совершения ошибок.

В младшем школьном возрасте (6-11 лет) феномен активно проявляется в условиях систематического обучения.

Провоцирующими факторами становятся:

  • публичное высмеивание ошибок на уроке, подрывающее уверенность в себе;
  • постоянные низкие оценки без объяснения причин и путей исправления; сравнение с одноклассниками при выставлении отметок, формирующее комплекс неполноценности;
  • отказ учителя от индивидуальных консультаций при возникновении трудностей;
  • наказание за любые ошибки в домашней работе без акцента на достижениях.

В подростковом периоде (12-17 лет) феномен трансформируется в устойчивую личностную черту под влиянием следующих ситуаций:

  • отсутствие поддержки и понимания при выборе будущей профессии; публичное унижение перед классом или родителями, разрушающее самооценку;
  • чрезмерные требования к успеваемости без учета индивидуальных особенностей и возможностей; игнорирование интересов и увлечений подростка со стороны значимых взрослых;
  • конфликты с учителями или одноклассниками, остающиеся без конструктивного разрешения.

Чаще всего выученная беспомощность проявляется через комплекс поведенческих, когнитивных и эмоциональных признаков: отказ от выполнения заданий при наличии компетенций, гипертрофированная боязнь ошибок и критики, выраженная пассивность и ожидание внешней помощи, снижение учебной мотивации, устойчивая самокритика и заниженная самооценка, тревожные реакции и апатия.

Характерными речевыми маркерами являются высказывания: "я не смогу", "у меня никогда не получится", "всё бесполезно".

Таким образом развитие данного феномена обусловлено такими факторами как: повторяющиеся учебные неудачи, неконструктивная обратная связь, гиперопека или жесткий контроль, травмирующие события, социальное сравнение, дефицит эмоциональной поддержки.

Негативные последствия выученной беспомощности проявляется в снижении успеваемости, трудностях межличностного взаимодействия, закреплении деструктивных убеждений, росте тревожности и риске развития депрессивных расстройств.

Консультация специалиста рекомендуется при сохранении признаков более 3-4 месяцев, сочетании с выраженной тревожностью или депрессивными проявлениями, значительном ухудшении учебной деятельности.

Преодоление феномена требует комплексного подхода:

  • Когнитивная коррекция включает замену деструктивных мыслей на конструктивные альтернативы, анализ ошибок как источников опыта, ведение дневника достижений. Поэтапное наращивание уверенности осуществляется через постановку реалистичных целей, дробление сложных задач на элементарные шаги, поощрение усилий независимо от результата.
  • Оптимизация социального окружения предполагает создание поддерживающей атмосферы как в семье, так и в школе.
  • Развитие метанавыков включает обучение стратегиям решения проблем, формирование эмоционального интеллекта, освоение навыков самоорганизации.

Выученная беспомощность поддается коррекции при условии своевременного выявления и системного воздействия. Эффективность определяется ранней диагностикой, согласованностью действий взрослых, последовательной работой по формированию позитивного мышления.

Литература

  1. Селигман М. Как научиться оптимизму. – М.: Альпина Паблишер, 2019. – 364 с.
  2. Реан А. А. Психология личности в контексте реалий современности // Вестник СПбГУ. – 2018. – №4. – С. 8–17.
  3. Леонтьев Д. А. Психология смысла. – М.: Смысл, 2019. – 511 с.
  4. Гордеева Т. О. Психология мотивации достижения. – М.: Смысл, 2017. – 448 с.

Комментарии  

0 #1 Игорь 01.12.2025 10:49
По-настоящему значимая тема! Отлично, что вы поднимаете этот вопрос. Можете дать рекомендации педагогам по работе с родителями? какой алгоритм выбрать при работе с такими детьми? Как исправить положение?
Цитировать
0 #2 Фомина Екатерина Ана 03.12.2025 20:21
Игорь, спасибо за ваш комментарий. Делюсь ссылкой на документ "Алгоритмы работы с выученной беспомощностью": https://disk.yandex.ru/i/9Sy-otfz5x7e5g
Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить