Опыт применения настенного экрана звукопроизношения "Ура! Звук родился!" в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сафиуллина Ольга Петровна, учитель-логопед, МАДОУ № 49, Серов, Свердловская область

Использование наглядности в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ занимает одно из ведущих мест, среди педагогических методов воздействия в дошкольном учреждении.

Осуществляя работу по коррекции звукопроизношения, я столкнулась с проблемой низкой мотивации самоконтроля за поставленным звуком. Поэтому у меня возникла потребность в разработке наглядной модели состояния звукопроизношения у воспитанников с ОВЗ.

Было изготовлено настенное пособие экран звукопроизношения «Ура! Звук родился!». Данный звуковой экран можно использовать на любом этапе звукопостановки.

Цель пособия: мотивация воспитанников с ОВЗ при коррекции звукопроизношения.

Задачи:

  • повысить эффективность логопедического воздействия;
  • сформировать интерес обучающихся к занятиям;
  • создать положительную мотивацию у обучающихся с речевыми нарушениями.

Изготовленная модель экрана показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику их исправления. На «экране» видно, какие звуки у ребенка нарушены (отсутствуют или искажаются), на каком этапе находится коррекционная работа (постановка или автоматизация), а также видно, когда звук уже автоматизирован и используется в речи ребенка.

Экран звукопроизношения представляет собой таблицу. Наверху таблицы (в столбцах) расположены «трудные» звуки с символами, обозначающим их. Для каждого воспитанника, получающего логопедическую помощь отводится свой «этаж» (строка таблицы), где размещается герой, который будет помогать ребенку охранять его звуки (героя выбирает ребенок, также данный герой приклеивается на обложку тетради воспитанника). На этапе диагностики проверяется, как обучающийся произносит разные звуки, результат фиксируется в ячейках под обозначением соответствующего звука. Пустые «окошки» (ячейки таблицы) – говорят о том, что звук в норме, «окошки» с яйцом обозначают отсутствие звука в речи или его нарушение. Заполнив весь ряд, получается наглядная картина, над постановкой каких звуков нужно работать. Родители и ребенок тоже это увидят. При появлении изолированного звука, в результате логопедического воздействия, «яичко трескается». В процессе автоматизации звука на уровне слова, из яичка «вылупляется» птенец, динозаврик или цыпленок (это сюрпризный момент – ребенок не глядя выбирает из мешочка картинку с персонажем). Когда поставленный звук введен в связную речь (в короткую фразу), то персонаж «выходит из скорлупки». Это является для ребенка «сигналом», что за ним нужно следить – контролировать данный звук в речи.

Детям очень хочется, чтобы у них поскорее кто-нибудь вылупился. Они стали более старательно выполнять задания, чтобы в ряду не осталось не треснувших яичек. 

Экран является наглядным пособием для учителя-логопеда, родителей и воспитанников:

  • учитель-логопед создает у детей положительную мотивацию к занятиям и проводит мониторинг работы по звукопроизношению;
  • родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (какой звук автоматизируется, а какой уже введен в речь);
  • дети стремятся как можно скорее заполнить все окошки на своем ряду «родившимися» звуками, вовлекаясь незаметно для себя, в коррекционный процесс.

Также полезен и для администрации, поскольку можно проследить результативность работы учителя-логопеда.

Применение данного пособия в моей работе позволило значительно повысить мотивацию и заинтересованность обучающихся с ОВЗ в закреплении правильного звукопроизношения, повысить внимание к своей речи и речи своих товарищей и тем самым ускорить процесс речевой коррекции.

Таким образом, звуковой экран полезен и для обучающихся, и для родителей, и для педагога. А когда есть заинтересованность всех участников коррекционно-образовательной деятельности постановка и закрепление правильного звукопроизношения проходит с более высокой результативностью.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение.pdf)Приложение.pdf552 Кб

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить