Игровой сеанс как средство социализации в группах кратковременного пребывания для детей с ТМНР

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Лукшина Яна Владимировна, учитель-дефектолог, Романова Наталия Александровна, воспитатель, МАДОУ детский сад "Росинка", детский сад № 7 "Лесная сказка", Новоуральск

Представляем опыт работы специалистов группы кратковременного пребывания детского сада №7 «Лесная сказка» по теме «Игровой сеанс как средство социализации детей с ОВЗ».

Группу кратковременного пребывания посещают дети от двух до семи лет, которые по состоянию здоровья не могут посещать группы полного дня в дошкольных учреждениях. Большинство детей группы имеют статус ребенок-инвалид.

Состав детей различен по возрасту и по видам нарушенного развития: дети с тяжелыми нарушениями зрения (слепота), дети с нарушением опорно-двигательного аппарата, дети с расстройствами эмоционально-волевой сферы, дети с интеллектуальной недостаточностью, дети с тяжелыми множественными нарушениями.

У всех воспитанников группы развитие социальных навыков не соответствует возрасту, имеются нарушения психофизического развития, сенсорной сферы, моторного развития, незрелость эмоционально-волевой сферы. В группе проводится большая индивидуальная работа по формированию навыков самообслуживания детей, развитию их волевой и когнитивной сферы, мобильности - это создает базу для дальнейшей социализации. Однако навыки коммуникации могут быть сформированы исключительно в процессе непосредственного общения со сверстниками в детском коллективе.

Поэтому, педагогическим коллективом группы поставлена цель: создать адекватные условия для социально-коммуникативного развития детей при активном участии родителей. Достижению поставленной цели способствует организация и проведение такой формы как «Игровой сеанс для детей с ТМНР». Цикл игровых сеансов рассчитан на учебный год; еженедельно проводится один Сеанс с учетом лексических тем.

Цель сеансов – создание условий открывающих возможности для позитивной социализации детей, их личностного развития на основе сотрудничества «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель», «ребенок-педагог». Использование традиционных методов и приемов для детей с ТМНР неэффективно.

Игровой сеанс имеет свою структуру: приветствие, пальчиковая игра, жестовая массажная игра, ритмическая часть.

Приветственная часть проходит в кругу и включает в себя три последовательные песенки с растиранием ароматного масла в ладошках, пропевания имени каждого ребенка.

Основной целью пальчиковой игры является развитие подражания как базовой ступени социально-коммуникативного развития. Участники в кругу повторяют за педагогом движения игры (загибание, перебирание, соединение пальцев рук), что способствует формированию моторных навыков, активизирует речевое развитие, расширяет способы общения ребенка с близким взрослым.

Жестовая массажная игра проводится с целью расширения способов взаимодействия ребенка и родителя. Речь взрослых сопровождается движениями и прикосновениями в такт ритму стиха. В результате чего укрепляется эмоциональная связь между ребенком и родителем, преодолевается тактильная дисфункция, происходит осознание границ тела.

Для развития чувства ритма и вызывания звукоподражаний проводится ритмическая часть, в которой участники проговаривают чистоговорку, сопровождая ее движениями.

Ритуал завершения игрового сеанса – это показ сказки. При рассказывании сказки педагог озвучивает каждое движение, используя живые звуки флейты, металлофона, трещотки, свистульки. Таким образом, у детей возникает интерес к рассказыванию, легче формируются сказочные образы.

«Игровые сеансы» способствуют позитивной социализации, личностному развитию детей с ТМНР. Это эффективная форма работы. По итогам учебного года у 100% воспитанников отмечается положительная динамика в развитии: уменьшение аффективных реакций – 90% детей, попытки взаимодействия детей со сверстниками и взрослыми – 100% детей, эмоциональный отклик и голосовые реакции на общение – 100% детей, установление краткосрочного контакта друг с другом и взрослым – 100% детей. Дети и родители участвуют во всех этапах «Игрового сеанса». Уровень достижений каждого ребенка индивидуален и соответствует его особенностям и возможностям, мы убедились, что именно «Игровые сеансы» являются эффективным средством в социализации детей с ТМНР.

Список литературы

  1. Аверина И.Е. Группы кратковременного пребывания: организация и содержание работы. Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2004.
  2. Дети со сложными нарушениями развития. Психофизиологические исследования / Под ред. Л.П.Григорьевой. – М.: Издательство «Экзамен», 2006.
  3. Нет «необучаемых детей»: Книга о раннем вмешательстве / Под ред. Е.В.Кожевниковой и Е.В.Клочковой. – СПб.: КАРО, 2007.
  4. Раннее вмешательство в системе медико-социальной помощи детям с тяжёлыми нарушениями здоровья. Учебно-методическое пособие / Старшинова А.В., Ерина Е.Л., Блохина С.И. – Екатеринбург: НПЦ «Бонум», 2010.
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение - Конструкт.doc)Приложение - Конструкт.doc47 Кб