Адаптивная физическая культура в системе специального и инклюзивного образования

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Русинова Татьяна Константиновна, преподаватель физической культуры, ГАПОУ СО "НТПК №1", Нижний Тагил

В статье рассмотрены сущность и значение адаптивной физической культуры в системе специального и инклюзивного образования. Статья раскрывает понятие адаптивной физической культуры в современном образовании в контексте тенденции инклюзии, получающей все большее распространение в образовательном пространстве в настоящее время. Приведены комплексы общеразвивающих упражнений при общих заболеваниях, так же рассматриваются вопросы социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья, средствами адаптивной физической культуры, определяются и возможности адаптивной физической культуры в системе помощи людям с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, здоровье, равные возможности адаптивное физическое воспитание.

Актуальность выполненного исследования определяется такой современной тенденцией как развитие и распространение инклюзивного образования и проведение адаптивной физической культуры, которое обеспечивает равные образовательные возможности для людей с разными группами здоровья.

В настоящее время физическая культура и спорт как социальный институт выполняют четко определенные социальные функции (воспитание, образование, оздоровление и т. д.), имеют развитую инфраструктуру, материальную базу (стадионы, спортивные залы, бассейны и т. д.), ведут активную подготовку профессиональных кадров (училища олимпийского резерва, факультеты физической культуры, вузы).

Физическая культура сегодня – это «деятельность и ее социальные и индивидуально значимые результаты по созданию всесторонней готовности человека к жизни, оптимизации его состояния и развития; это специфический процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно-средовых и гигиенических факторов».

Физическая культура помогает индивиду жить в гармонии с обществом, быть творческим и эрудированным, разрешать противоречия между производством и природой, духовным и физическим. Тем самым индивид становится социально-психологической устойчивой личностью, продуктивно включенной в жизнедеятельность, с адаптивным поведением в разнообразных условиях жизненных процессов. Человек интегрирует аспекты саморегуляции, самопознания, на этой основе развивается «Я - концепция» личности.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья физическая культура является одним из важнейших каналов интеграции в общество. Она влияет на все психические процессы человека: познавательные, эмоциональные и волевые, помогает укрепить здоровье и адаптирует в социуме.

В отличие от физической культуры объектом познания и преобразования, субъектом самосовершенствования в адаптивной физической культуре являются не здоровые, а люди имеющие отклонения в здоровье. Все это требует значительной, а иногда и принципиальной трансформации (приспособления, коррекции или, по-другому, адаптации) задач, принципов, средств, методов к столь необычной для физической культуры категории занимающихся. Отсюда и название - «адаптивная физическая культура».

Адаптивная физическая культура является областью физической культуры, позволяющей эффективно решать задачи интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в общество.

Таким образом, адаптивная физическая культура (АФК) – это вид (область) физической культуры человека с ограниченными возможностями здоровья.

В зависимости от видов адаптивной физической культуры, удовлетворяющих те или иные потребности личности и государства, все занятия по адаптивной физической культуре делятся на две крупные группы:

  • обязательные занятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами, индивидуальными программами реабилитации инвалидов, лечебными назначениями врачей и др.;
  • дополнительные занятия, которые реализуются по желанию занимающихся (или их родителей) в целях всестороннего удовлетворения их потребностей.

Обязательные занятия по адаптивной физической культуре проводятся в рамках физической реабилитации и адаптивного физического воспитания детей, подростков, молодежи с отклонениями в развитии, а дополнительные – в рамках адаптивного спорта, адаптивной двигательной рекреации, креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных и экстремальных видов двигательной активности.

Цель адаптивной физической культуры как вида физической культуры – максимально возможное развитие жизнеспособности человека, имеющего устойчивые отклонения в состоянии здоровья и (или) инвалидность, за счет обеспечения оптимального режима функционирования его телесно-двигательных характеристик и духовных сил, их гармонизации для максимально возможной самоактуализации в качестве социально и индивидуально значимого субъекта.

Для решения развития физической культуры для детей с ОВЗ были придуманный методы и средства:

Средства и методы адаптивной физической культуры.

Основным средством адаптивной физической культуры является физическое упражнение – особый вид двигательной деятельности, при помощи которого осуществляется направленное воздействие на занимающегося и решаются образовательные, воспитательные, развивающие, коррекционные, компенсаторные и профилактические задачи.

Помимо основного средства – физического упражнения, в АФК используются дополнительные и вспомогательные средства.

Специальные дополнительные средства в адаптивной физической культуре – это средства, обеспечивающие доступность занятий, и средства, представляющие собой важнейший компонент соревновательной деятельности, – спортивный инвентарь для инвалидов: протезная техника для верхних и нижних конечностей, многочисленные технические средства, в которых спортсмен тренируется, соревнуется сидя (коляски для различных видов спорта, санки для занятий лыжными видами спорта, конструкции для велоспорта и многие другие), специальное оборудование для выполнения упражнений сидя (для волейбола, легкоатлетических метаний, фехтования и др.), специальные озвученные мячи для незрячих спортсменов и др.

К числу специализированных средств и приемов вербального (речевого) воздействия на занимающихся относятся инструктирование (точное и емкое объяснение при постановке заданий); указания и команды; сопроводительные пояснения и замечания; оценочные суждения (оценка выполненных заданий с пояснением ошибок, причин удач и неудач).

Идеомоторное упражнение – многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с особой концентрацией внимания на его решающих фазах, операциях, совершаемых при обычном исполнении с ошибками. Эмоциональная самонастройка на предстоящее действие осуществляется с помощью эмоциональных, волнующих образов, привлекаемых из жизненного опыта, литературы, кино и т. д.

В сфере физической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья по-прежнему существует недооценка того обстоятельства, что физическая культура и спорт более важны для человека с ограниченными возможностями, чем для благополучных в этом отношении людей. Активные физкультурно-спортивные занятия, участие в спортивных соревнованиях являются формой необходимого общения, восстанавливают психическое равновесие, снимают ощущение изолированности, возвращают чувство уверенности и уважения к себе, дают возможность вернуться к активной жизни. Тем не менее, главной задачей остается вовлечение в постоянные занятия спортом как можно большего числа лиц с ограниченными возможностями здоровья в целях использования физкультуры и спорта как одного из важнейших средств для их адаптации и интеграции в жизнь общества, поскольку эти занятия создают психические установки, крайне необходимые для успешного воссоединения инвалида с обществом для участия в полезном труде.

Применение средств физической культуры и спорта является эффективным, а в ряде случаев единственным методом физической реабилитации и социальной адаптации.

Примерный комплекс упражнений для детей с ОВЗ
И.п. – основная стойка, правильная осанка обеспечивается за счет касания стены или гимнастической стенки ягодичной областью, икрами ног и пятками.
И.п. – то же. Отойти от стены на 1 – 2 шага, сохраняя правильную осанку.
И.п. – то же. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать, приняв правильную осанку.
И.п. – то же. Приподняться на носки, удерживаясь в этом положении 3 – 5 секунд. Вернуться в и.п.
И.п. – лежа на спине. Голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела. Вернуться в и.п.
И.п. – то же. Поочередно согнуть и разогнуть ноги в коленных и тазобедренных суставах.
И.п. – то же. Поочередно сгибать и разгибать ноги на весу – «велосипед».
И.п. – то же. Руки вверх, медленно поднять обе ноги до угла 90 и медленно опустить их.
И.п. – то же. Согнуть ноги, разогнуть их под углом 45, развести в стороны, соединить и медленно опустить.
И.п. – то же. Удерживая мяч между коленями, согнуть ноги, разогнуть под углом 90, медленно опустить.
И.п. – то же. Удержание мяча между лодыжками.
И.п. – то же. Перейти в положение сидя, сохраняя правильное положение спины и головы.
И.п. – лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных друг на друга. Приподнять голову и плечи, руки на пояс, лопатки соединить. Удержать это положение по команде инструктора.
И.п. – то же. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.
И.п. – то же. Приподнимание обеих прямых ног с удержанием их до 3 – 5 счетов.
И.п. – то же. Поднять прямые ноги, развести их, соединить и опустить в и.п.
И.п. – то же. Приподнять голову, грудь и прямые ноги. Удерживать это положение 3 – 5 счетов.
И.п. – лежа на левом боку. Приподнимать и опускать правую ногу.
И.п. – то же, но на правом боку.
И.п. – тоже на правом боку, правая рука вверх, левая согнута и ладонью опирается в пол. Приподнять обе ноги, удерживать их на весу.
И.п. – то же на левом боку.
И.п. – лежа на боку. Приподнять одну ногу, присоединить к ней другую, опустить ноги в и.п.
И.п. – то же на другом боку.

Список литературы

  1. Гамидова, С. К. Содержание и направленность физкультурно-оздоровительных занятий / Гамидова Светлана Константиновна ; [Смол. гос. акад. физ. культуры, спорта и туризма]. - Смоленск, 2012. - 19 с.
  2. Герасимова, Т. В. Формирование навыков здорового способа жизни методами оздоровительной физической культуры // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. Воспитания и спорта. – 2009. - № 10. – С. 25-27
  3. Кирпиченков, А. А. Оздоровительно-развивающие занятия на основе комплексного применения физических упражнений. - Смоленск, 2012. – 21 с.
  4. Литвинова, О. П. Влияние оздоровительной аэробики на развитие двигательных качеств // Педагогика, психология и медико-биол. проблемы физич. воспитания и спорта. – 2009. - № 10. – С. 118-121
  5. Адаптивная физическая культура в комплексной реабилитации и социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: учебное пособие / Т. В. Андрюхина [и др.]; под общ. ред. Т. В. Андрюхиной. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2019. 158 с. Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/978-5-8050-0665-5.