Проблемы эмоционального-волевого развития детей, оставшихся без попечения родителей

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Комарова Светлана Сергеевна, воспитатель, ГБОУ СО «Новоуральская школа № 2», Новоуральск

Статья посвящена проблемам эмоционального развития детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в ГБОУ СО «Новоуральская школа № 2»

Наибольшие трудности и отклонения от нормального становления личности воспитанников детских домов отмечаются всеми исследователями в эмоционально – волевой сфере: в нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении самоорганизованности, целеустремлённости, недостаточном развитии самостоятельности («силы личности»), неадекватной самооценке, неуверенности в себе, неспособности выстроить нормальные взаимоотношения с окружающими, вплоть до полного отсутствия тенденции к сотрудничеству. Нарушения подобного рода проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряжённости, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, повышенной чувствительности к различного рода препятствиям, неготовности преодолевать трудности, снижении потребностей в достижениях и успехе, повышенной агрессивности, недоверчивости, вспыльчивости, несдержанности, чрезмерной импульсивной активности, эмоциональной холодности, уходе в себя, нарушении эмоциональных контактов с окружающими, нарастании пассивности, депрессии.

Неполнота эмоциональной жизни в сиротских учреждениях вызывает у ребёнка в старшем возрасте различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большому интересу к вещам, чем к людям; у других – гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность; у многих наблюдается тенденция вести себя вызывающе в обществе, пытаясь привлечь к себе внимание при неумении создавать прочные эмоциональные привязанности.

Результаты психологического обследования, проведённые в 2000 году в Яснополянском детском доме под руководством И.В. Ежова, также свидетельствуют о значительных нарушениях эмоционально – волевой сферы воспитанников. У большинства детей дошкольного возраста выявлены различные нарушения эмоционального состояния: 28% находилось в состоянии повышенной эмоциональной напряжённости, у 32% наблюдалось состояние психического утомления, примерно столько же детей находилось в состоянии эмоционального стресса. Только у 20% детей отмечалось достаточно комфортное эмоциональное состояние. Общее снижение настроения, депрессивное состояние выявлены примерно у каждого третьего ребёнка дошкольного возраста. У 20% детей дошкольного возраста отмечались агрессивность, враждебность по отношению к окружающим, примерно у стольких же детей при столкновении с трудностями выявлены уход в себя, проявление пассивности и неготовности к активному разрешению конфликтов. У большинства воспитанников – подростков наблюдались различные акцентуации характера при недостатке самоорганизованности и целеустремлённости, снижении мотивации достижения и успеха, чувствительности к жизненным трудностям и личностной неготовности к их решению. Для многих воспитанников старшей группы отмечались нарушения эмоциональных контактов с окружающими, недоверчивость, эмоциональная несдержанность и непродуктивная сверхактивность.

Подобные нарушения объясняются всем предыдущим развитием детей, а также условиями пребывания воспитанников в учреждениях закрытого типа. Значительная часть детей поступает в детские дома из домов ребёнка, где они воспитывались до трёх, иногда до четырёх лет. Учреждения, где воспитываются дети раннего возраста, как известно, несут в своей системе условия для развития госпитализма. Результаты исследований, проведённых академиком В.С. Мухиной, свидетельствуют: воспитанники домов ребёнка тревожны. Не умеют играть, не умеют общаться. Условия воспитания в закрытых учреждениях задают ребёнку пассивную тенденцию в поведении.

Ребёнок, растущий в условиях учреждений интернатного типа, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны и поспешны: он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивного отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью.

Отчуждённость, эмоциональная холодность, неумение эмоционально общаться, отсутствие навыков общения – вот далеко не полный перечень отклонений в развитии. У детей в детских домах ярко проявляется так называемый эмоциональный голод: они легко вступают в контакт с любым человеком, который приходит в учреждение. Однако во время общения, беседе со взрослыми дети предпочитают непосредственный физический контакт: забраться на колени, обнять, погладить по голове, прижаться, взять за руку – это своеобразная форма ситуативно – логичностного общения, в которой средства общения не соответствуют мотивам и потребностям.

Деловые контакты с взрослыми возникают поздно и осуществляются в примитивной форме. Дети с интересом могут наблюдать за игровыми действиями взрослого, выполнять его указания, охотно принимать все предложения, но включиться в игру, быть её равноправными и активными участниками дети не могут.

Активность в сотрудничестве, стремление и способность что – либо делать вместе с взрослыми у детей не возникает. Попытка взрослого аргументировать привлекательность совместной игры, деятельности может вызвать внезапное отчуждение, демонстрацию показного безразличия, представляющего вариант защитного поведения, которое маскирует испуг, неуверенность в себе. Ребёнок не умеет себя проявить в общении. Его никто не сравнивал в плане эмоциональной культуры и культуры общения. Эмоции являются важнейшим компонентом в целостной картине поведения ребёнка дошкольного возраста, его деятельности. Отношение к миру, окружающим людям и самому себе. Специфические условия жизни в учреждении интернатного типа, эмоциональная депривация нарушают психическое развитие ребёнка, искажают его эмоциональную сферу. Э.А. Минкова перечисляет своеобразные черты эмоционального портрета воспитанника детского дома: пониженный фон настроения; бедная гамма эмоций, однообразие эмоционально – экспрессивных средств общения, склонность к быстрой смене настроения; однообразность и стереотипность эмоциональных проявлений; эмоциональная поверхность; неадекватные формы эмоционального реагирования на одобрение и замечание (от пассивности и равнодушия до агрессивности и враждебности); повышенная склонность к страхам, тревожности и беспокойству; основная направленность положительных эмоций – получение всё новых и новых удовольствий; непонимание эмоционального состояния другого человека; чрезмерная импульсивность, аффективная взрывчатость.

На мой взгляд, с такими же проблемами встречаются и обучающиеся школ, которые реализуют адаптированный основные общеобразовательные программы. Наша с вами задача, и моя как воспитателя, помочь преодолеть поэтапно накопившиеся трудности учеников. Помочь и рассказать родителям как с этим справиться и как правильно корректировать ту или иную сложившеюся ситуацию.

Список литературы

  1. Лебедева, Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании // ЛОИРО, 2001, с.318.
  2. Мухина, В.С. Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта. // М.: Педагогика, 2001, с.239.
  3. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста.
  4. Под редакцией А.В. Запорожца, Л.З. Неверович. – М., 2007, с. 84.
  5. Лебедева, Л.Д. Арт-терапия в педагогике // Педагогика. 2000. №9, с.27-34.
  6. Соколова, Е.Т. Проективные методики исследования личности.М., 2005, с. 122.
  7. Степанов, С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.
  8. М:МИП « Магистр», 2004, с.62.
  9. Уэлсби, К. Часть целого: арт-терапия в школе.// Исцеляющее искусство: журнал арт - терапии, 2000№ 2, с. 16-34.
  10. Ферс, Г.М. Тайный мир рисунка. СПб.: Европейский дом, 2000, с.165.
  11. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. – М., 2000, с. 464.
  12. Эмоциональные нарушения и их коррекция. // Под редакцией В.В. Лебединского, О.В. Никольский. – М., 1998, с. 156.