Внеурочная деятельность как фактор всестороннего развития и социализации детей с ОВЗ

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Бажукова Ольга Александровна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СО "Новолялинская школа", Новая Ляля

Внеурочная деятельность в ГБОУ СО «Новолялинская школа» рассматривается как неотъемлемая часть образовательной деятельности. Одной из её задач является всестороннее развитие и социализация каждого обучающегося. Именно занятия по внеурочной деятельности «Театр в школе» помогают обеспечить реализацию поставленной задачи. В нашей образовательной организации занятия по внеурочной деятельности «Театр в школе» проводятся уже пятый год.

Сначала была составлена программа внеурочной деятельности, рассчитанная на 1 год обучения (в качестве эксперимента, так как до этого такого курса внеурочной деятельности не проводилось, поэтому необходимо было оценить востребованность и эффективность таких занятий).

Целью данного курса внеурочной деятельности является эстетическое воспитание, всестороннее развитие и социализация личности обучающихся, создание атмосферы радости детского творчества, сотрудничества.

Из года в год задачи внеурочной деятельности менялись в зависимости от того, какого уровня достигали обучающиеся. Неизменными задачами обучения оставались такие задачи, как реализация творческого потенциала личности обучающегося; формирование грамотного звукопроизношения; обогащение эмоциональной сферы ребенка; развитие психических функций; развитие коммуникативной культуры обучающихся.
Обучение было построено не в порядке постепенного усложнения, как это часто бывает, а в порядке чередования простых заданий и сложных. Это было сделано для того, чтобы ребенок при выполнении простых упражнений испытывал ситуацию успеха, но одновременно с этим при выполнении более сложных задач, испытывая небольшие трудности, понимал, что есть еще к чему стремиться, вместе с этим у ребенка формируется адекватная самооценка и стремление добиться результата.

Вместе с развитием творческих способностей детей при выполнении различных заданий, при разучивании слов и действий героев происходит коррекция и развитие памяти, внимания, речи, восприятия, воображения, мышления детей.

В начале курса занятия были направлены на получение теоретических знаний о различных видах театра, работу над культурой и техникой речи, работу над интонацией, динамикой и темпом речи, также на работу над ритмопластикой.

Для работы над речью и её техникой был приглашен логопед нашего образовательного учреждения, который показывал детям различные развивающие упражнения.

В программу занятий были включены занятия по ритмопластике. Процесс совершенствования движений к их выразительности, эмоциональной отзывчивости, эстетичности и культуросообразности обеспечивает личности способность к самовыражению и взаимодействию с социальным окружением, поэтому занятия по ритмопластике необходимы при театральной деятельности, также данные умения ведут к дальнейшей социализации ребенка с ОВЗ.

При коллективном занятии работа строилась активно, чтобы все дети могли участвовать. Использовалось два варианта упражнений: работа всем коллективом как единым организмом и деление всех детей на малые творческие группы.
После подготовки участников внеурочной деятельности начинается выбор сценария постановки. Конечно, большие по объему постановки не стоит выбирать, потому что дети с ОВЗ их попросту не осилят, не выучат большой объем слов, действий. Наш театральный коллектив начинал свою работу с постановок небольших сценок, приуроченных к определенной праздничной дате, например, День учителя, День матери, День защитника Отечества, Международный женский день и т.д. Такая форма работы охватывает всех участников, каждый из детей отыгрывает небольшую роль, с которой он может вполне справиться.

Очень важно познакомить детей с замыслом постановки, обсудить с ними различные вопросы по постановке, необходимо вовлечь их в непосредственное создание спектакля, а не оставлять их пассивными исполнителями ролей.
При работе над постановкой необходимо сначала грамотно распределить роли, помочь детям адекватно своим возможностям выбрать роль. Для этого можно дать возможность ребенку попробовать себя в нескольких ролях, оценить свои способности, попросить рассказать его о своих ощущениях в той или иной роли.

Чтобы дети не боялись выступать перед публикой, сначала необходимо поместить их в ту среду, в которой они чувствовали бы себя свободно. Также целесообразно в первые 2 года обучения проводить не просто постановки, а праздники, в которых участники внеурочной деятельности «Театр в школе» чередуют выступления с проведением конкурсов для одноклассников, то есть они являются не только актерами, но и ведущими праздника, пробуют себя в роли некоего организатора, учатся чувствовать себя перед публикой уверенно, обучаются умению объяснять другим суть заданий, выражать свои мысли.

Самым большим и трудоемким пластом работы над постановкой является прорабатывание сцен. Так как занятия по внеурочной деятельности должны посещать все участники кружка, а работа над сценами бывает индивидуальная или групповая, то остальных детей обязательно следует включить в создание декораций, подбор костюмов, изготовление различных аксессуаров для спектакля. Как правило, детям очень нравится такая деятельность, так как они чувствуют свою нужность, важность, тем самым развивается эмоциональный интеллект, умение работать в команде, умение поддерживать друг друга.

Работа театрального кружка окажется успешной при правильной организации. Занятие внеурочной деятельности театральной направленности способствует развитию личности школьников, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствуют память и речь, эффективно решает задачи нравственного и эстетического воспитания обучающихся. А значит, развитие ребенка будет действительно всесторонним.

  • 00001
  • 00002
  • 00003