Использование традиционных и современных технологий в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми с ОВЗ

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Никулина Софья Валерьевна, педагог-психолог, МБОУ ПГО "СОШ №14", Полевской

Структура коррекционно-развивающего занятия.

Профессиональная деятельность педагога-психолога проходит в различных направлениях. Это и диагностическая работа, просвещение родителей и педагогов, консультирование. Несмотря на то, что все виды деятельности этого специалиста имеют большое значение, значительная часть рабочего времени приходится на коррекционно-развивающую работу. Именно поэтому вопрос о выборе технологий обучения школьников с ОВЗ является важным.

В нашем образовательном учреждении на протяжении всего периода обучения (с 1 по 9 класс) школьников с ОВЗ сопровождает психолог. Классической технологией, применяемой в работе с детьми с ОВЗ, является игровая технология: ролевые игры; развивающие игры; коммуникативные игры; игровая организация занятия с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН). Эта технология позволяет достичь хороших результатов в коррекционной работе с детьми с ОВЗ разных нозологий (ЗПР, интеллектуальные нарушения). Так, например, 82 % наших первоклассников с ОВЗ успешно прошли период социально-психологической адаптации.

Развивающие игры В. Воскобовича известны многим. Использую их в коррекционно-развивающей работе как с нормативно развивающимися школьниками, так и с обучающимися с ОВЗ. Эта технология способствует развитию познавательных способностей, пространственных представлений младших школьников. Игры Геоконт «Великан», Геоконт «Малыш» и другие способствуют развитию мелкой моторики рук, зрительного внимания, способности к конструированию; их можно использовать как в индивидуальной, так и в парной, групповой коррекционной работе.

Технология проектно-исследовательской деятельности также активно используется мной в профессиональной деятельности. Как младшие школьники, так и ребята среднего школьного возраста с радостью откликаются на предложения продемонстрировать свои способности: с удовольствием работают в группах, размышляют, выполняют творческие задания. И, несмотря на то, что аналитическая работа дается им с трудом, под руководством и с помощью педагога достигают хороших результатов. Индивидуальные и групповые исследовательские проекты представлены нами как на городском, так и на региональном уровнях. Под моим руководством обучающиеся с ОВЗ представляли свои проекты на областной конференции «Первые шаги в науку».

Упражнения, приемы социо-игровой педагогики использую не только в работе с обучающимися, но и с педагогами и родителями. Игры-упражнения позволяют переходить от одного вида деятельности к другому (например, от очень понравившегося к тому, что сначала кажется детям или взрослым менее привлекательным); помогают в дозировке трудоемкой работы; в снятии напряженности на занятии; развивают все виды УУД.
ИКТ - технологии – неотъемлемая часть моей профессиональной деятельности. Используя интернет-ресурсы, можно создавать собственные игры, использовать готовые материалы для развивающих занятий.
Здоровьесберегающие технологии. Традиционно: физминутки, гимнастика для глаз. Современно: гимнастические маты, кресла, зеркала, пузырьковые колонны и другое оборудование сенсорной комнаты с целью снижения уровня нервного напряжения обучающихся, снятия психологических зажимов, расслабления.

В зависимости от требуемой направленности воздействия на центральную нервную систему (релаксация или активация) – оборудование сенсорной комнаты можно условно разделить на три функциональных блока: релаксационный, активационный, общеоздоровительный блоки. Для релаксации использую маты, кресла, мягкие покрытия стен, мягкие игрушки с наполнителями в виде мелких и крупных шариков. Также расслаблению способствует наличие ароматические лампы, спокойной расслабляющей музыки или записи звуков природы. «Сенсорный уголок» с безопасным зеркалом также способствует снятию напряжения, развитию зрительного восприятия, внимания, произвольности психической деятельности.

Коррекционно-развивающее занятие строю следующим образом:

  • Организационный момент. Приветствие.
  • Разминка. Передаю мяч по кругу. Правило занятия, с которым ребята знакомятся на первых занятиях, звучит так: «У кого мяч, тот и говорит». Темы разминок разные: «Моё настроение сегодня», «Мне сегодня понравилось в школе…», «Я люблю…». Обучающиеся настраиваются на активную групповую деятельность. Кроме того, происходит введение в тему занятия.
  • Основная часть занятия. 1-2 упражнения. Релаксация (5-7 мин). Дети могут принять удобную позу (лежа или сидя), расслабиться и подумать о чем-то приятном. Звучит приятная музыка. Окружающая обстановка настраивает на позитивный лад, способствовать ощущению безопасности и комфорта.
  • Заключительная часть. Рефлексия. Самооценка деятельности обучающихся. Передаю мяч по кругу. Дети высказываются, что им понравилось, в чем были трудности, а также какие умения они развивали на занятии.

Таким образом, применяемые мною традиционные и современные технологии способствуют положительной динамике развития обучающихся с ОВЗ, успешной коррекции недостатков в развитии. Думаю, что представленная структура коррекционно-развивающего занятия с психологом будет полезна молодым специалистам, только начинающим свой путь в профессию.