Кинезиология как средство развития речи

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Глинских Наталия Васильевна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская школа №2", Новоуральск

Рука является вышедшим наружу головным мозгом. Кант
Ум ребенка находится на его пальцах. В.А. Сухомлинский

Понятие «кинезиология» имеет не одно значение, но общий смысл сводится к одному - развитие головного мозга через движение.

Кинезиология – научное направление, объединившее в себе знания и методы из многих отраслей наук: медицина, психология, коррекционная педагогика, логопедия. Во всех известных философских системах древности можно проследить истоки кинезиологии. В древнекитайской философской системе Конфуция (около 2700 года до н. э.) есть система определенных движений дляукрепления здоровья и развития ума.Основной целью древнеиндийскоййоги было обретение высших психофизических способностей, которые развивали через элементы кинезиологии.

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующуюся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Развитие межполушарного взаимодействия ведёт к развитию интеллекта, а значит и развитию речи.

Кинезиологические упражнения – это один из способов предупредить возникновение простудных заболеваний, повысить общий жизненный тонус, укрепить психофизиологическое здоровье детей, а значит, способствовать развитию речи и обеспечить полноценное, гармоничное развитие школьников. Эти упражнения создают новые нейронные сети, что приводит к качественному улучшению взаимодействия полушарий мозга. Кинезиологические упражнения целесообразно применять к детям с ОВЗ.

Основные задачи кинезиологии:

  • Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия и всех связей.
  • Развитие моторики, пространственных представлений.
  • Развитие речи, навыков письма и чтения.
  • Развитие психических процессов.
  • Повышение продуктивности деятельности.
  • Снятие эмоционального напряженияи создание положительного эмоционального фона.
  • Раскрытие внутреннего потенциала и личного роста ребёнка.

При использовании кинезиологических упражнений следует помнить, что:

  1. сновным требованием к использованию кинезиологических упражнений является четкое выполнение движений. Педагог должен сам хорошо владеть техникой выполнения упражнений, а только потом показывать это детям.
  2. Все упражненияможно выполнять в любом месте и в любое время, так как они просты в выполнении. Лучше всего проводить в виде игры, продолжительностью 5 – 20 минут. Одно упражнение не должно занимать более 2 минут.
  3. Заниматься следует ежедневно, чтобы достичь хорошего результата.
  4. Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми в доброжелательной обстановке, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Внутри комплекса упражнения можно как угодно менять местами.

При регулярном выполнении кинезиологических упражнений происходят положительные структурные изменения у людей всех возрастов. Выполнение кинезиологоческих упражнений не требует материальных затрат, чем удобны в применении и органично вписывается в структуру любых занятий.Обучающиесявыполняют упражнения с большим желанием, а это является важным аспектом для роста мотивации в обучении.

Комплексы кинезиологических упражнений для логопедических занятий.

Комплекс №1

  1. Массаж губ. Указательный палец правой руки находится над верхней губой, средний палец находится под нижней губой. Рот открыт. Растереть область губ.
  2. Массаж лба. Левая рука на животе, правая чуть выше межлобья. Массировать правой рукой. Представить в области лба разрастающийся голубой шар.
  3. Упражнение на релаксацию. Сидя на стуле, руки положить ладонями на стол. Плечи развернуть и расслабить. Сделать круговые движения головой по направлению к грудной клетке. Во время вдоха дыхание должно проходить по центральной линии тела.
  4. Упражнение для повышения мышечного тонуса. Сидя на стуле, руками держась за стул, делать круговые движения ногами сначала в одну, а затем в другую сторону.

Комплекс № 2

  1. Оттянуть уши вперёд, затем назад, медленно считая до 10.Начинать с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторить 7 раз.
  2. Массировать щёки круговыми движениями пальцев 1 минуту. Двумя пальцами рисовать круги на подбородке и лобной части лица. Считать при этом до 30.
  3. Массировать верхние и нижние веки, не закрывая глаз, 1 минуту.
  4. Массировать нос кончиками пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей, 20 раз.
  5. Открытым ртом и нижней челюстью делать резкие движения влево - вправо. Повторить 10 раз.