Гаренских Анастасия Олеговна, педагог-психолог, ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП", Верхний Тагил
Научные исследования, исторические факты, а также современная действительность подтверждают, что экономическое, политическое и культурное развитие современного общества повлекли за собой трансформацию ценностно-смысловой сферы личности, а также отразились на семейных и детско-родительских отношениях. Рождение ребенка с ограниченными возможностями всегда является стрессом для семьи. Ребенок с ОВЗ ограничен в свободе и социальной значимости. У него очень высока степень зависимости от семьи, ограничены навыки взаимодействия в социуме. Осознавая важность решения указанных проблем, в сложившихся условиях психолого-педагогическое сопровождение семьи становится основной задачей специалистов сопровождения.
Главная цель в работе педагога-психолога с семьей ребенка с ограниченными возможностями — помочь семье справиться с трудной задачей воспитания ребенка с ОВЗ, способствовать социальной адаптации семьи, мобилизовать её возможности. Психолог выступает посредником между ребёнком и взрослым, ребёнком и его окружением, а также в роли наставника при непосредственном общении с ребёнком или его окружением.
Под системой психолого-педагогической помощи семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ, понимается осуществление психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего полноценное и гармоничное развитие ребенка с ОВЗ в его семье.
Основными подходами при работе педагога-психолога с семьями детей с ОВЗ являются следующие:
- Направление на участие в свободной и самостоятельной деятельности, общении, где каждый член семьи сознательно ставит цели, выбирает средства, стремится к достижению и оценке своего индивидуального результата и результата семьи в целом.
- При подборе форм и методов работы педагога-психолога следует обратить внимание на возможности и особенности каждого члена семьи, как по отдельности, так и в совокупности.
- Необходимость учитывать возможность свободы выбора каждого в семье и его личную ответственность за него.
- Особое внимание следует уделять выбору групповых форм и методов работы с семьей.
Преимущество работы через подходы конкретизируется в возможности выявить как наиболее общие, так и, наоборот, специфические пути оптимизации детско-родительских отношений в семьях детей с ОВЗ.
Тем самым, можно резюмировать, что сущность психолого-педагогического сопровождения семьи заключается в следующем:
- создание условий для осознания и принятия ей собственной позиции;
- формирование родительской грамотности (компетентности).
В этом контексте работа педагога-психолога с семьей ребенка с ОВЗ заключается в следующем:
- поиск ресурсов для самосовершенствования родителей;
- распознание семейного потенциала;
- содействие ребенку и его семье в решении актуальных задач развития, обучения и социализации.
В качестве основных направлений психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ выделяют: психодиагностическое, коррекционно-развивающее, консультационное, просветительское, профилактическое и социально-диспетчерское.
Стоит отметить, что при комплексной работе педагога-психолога с семьями детей с ОВЗ необходимо использовать как групповые, так и индивидуальные формы работы.
Групповая форма работы направлена на содействие семье в целом, ее вхождение в социум. В ходе реализации рассматриваемой формы работы происходит:
- освоение участниками группы нормативных предписаний о целях и результатах своей деятельности через осознание и принятие группового опыта;
- овладение участниками группы новыми видами деятельности и социальными ролями;
- формирование у участников группы способности к сотрудничеству с другими субъектами.
Специфика индивидуальной формы заключается в содействии конкретному члену семьи, у которого прослеживается индивидуальный спектр затруднений.
И в завершении рассмотрения нашей темы стоит выделить основные правила работы педагога-психолога с родителями детей с ОВЗ:
- Проявление доброжелательного и уважительного отношения.
- Учет мнения.
- Недопустимость оценочных суждений со своей стороны и со стороны родителей по отношению к мнению специалиста и друг к другу.
- Доступность информации.
- Акцент на умениях и возможностях родителей.
- Соблюдение принципа конфиденциальности.
Таким образом, при работе педагога-психолога с семьями детей с ОВЗ стоит учитывать, что – это семья с особым статусом, особенности и проблемы которой определяются не только личностными характеристиками всех ее членов и спецификой взаимоотношений между ними, но и большей занятостью решением проблем ребенка, закрытостью семьи для внешнего мира, дефицитом общения, частым отсутствием работы у одного из родителей, что обуславливает необходимость тщательного изучения и сопровождения данных категорий семей.