Тимофеева Ольга Вячеславовна, учитель-логопед, МБОУ СКОШИ ЧГО, Чайковский, Пермский край
В последнее время одной из широко обсуждаемых проблем практической психологии является роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей. Мозжечок (от лат. «cerebellum» -малый мозг) чаще рассматривается как структура, которая обеспечивает равновесие и координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, регулирует мышечный тонус. Например, получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в коре больших полушарий и готовит мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т.д.
Различные нарушения в деятельности мозжечка приводят к рассеянности, забывчивости и повышенной утомляемости: снижению памяти, внимания, трудностям сенсорного переключения, невозможности последовательного выполнения необходимых действий, затруднениям в длительном стоянии, сидении, неуклюжести, поведенческим (гиперактивность) и речевым (мутизм, афазия) расстройствам, что приводит к затруднениям в обучении и социальной адаптации.
Мозжечковая стимуляция значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий: с логопедом, психологом, дефектологом. В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга.
Можечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки, отвечающие за формирование высших психических функций.
Показания
- Нарушение внимания
- Гиперактивность
- Поведенческие расстройства
- Нарушение осанки
- Нарушение работы вестибулярного аппарата
- Проблемы с обучением
- Нарушения координации и моторной ловкости
- Нарушение аутистического спектра
- Зпр, зрр, ммд, сдвг
- Дисграфия
- Дислексия
Диспраксия
Цель: научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.
Задачи:
- Стабилизация психомоторной функции детей, посещающих логопедический пункт.
- Развитие психологической базы речи через движение.
- Коррекция звукопроизношения и других речевых функций.
- Внедрение в практику работы современных образовательных методик.
Ожидаемый результат:
1.Стабилизируется психомоторная функция детей, посещающих логопедические занятия.
2.Разовьется психологическая база речи через движения.
3.Легче будет проходить коррекция звукопроизношения и других речевых функций.
4.В практику работы произойдет внедрение современных образовательных методик.
Результаты
- Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
- Улучшение зрительно-моторной координации
- Улучшение мануальных и графо-моторных функций
- Повышение общего уровня интеллекта
- Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)
- Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом)
Вид проекта – педагогический.
Длительность проекта – 1 учебный год.
Участники проекта: учитель-логопед; дети, посещающие индивидуальные логопедические занятия.
План реализации проекта
1 этап – организационно подготовительный |
||
1 |
Разработка образовательного проекта.
|
сентябрь |
2 |
Изучение литературы.
|
сентябрь |
3 |
Подборка игр и упражнений на мозжечковую стимуляцию.
|
сентябрь |
4 |
Посещение семинара в городе Пермь, для получения знаний по данному вопросу. |
сентябрь |
2 этап - формирующий |
||
|
Организация коррекционно-развивающего процесса: на индивидуальных логопедических занятиях. |
в течение учебного года |
3 этап - обобщающий |
||
|
Разработка выводов и рекомендаций: ·Выступление на педсовете по результатам реализации проекта: «Мозжечковая стимуляция на индивидуальных логопедических занятиях». · Обобщение опыта работы на педагогических сайтах. |
май
май |
Продукты проектной деятельности: картотека игр и упражнений, направленных на мозжечковую стимуляцию.