Педагогический проект "Мозжечковая стимуляция на индивидуальных логопедических занятиях"

Рейтинг:  3 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Тимофеева Ольга Вячеславовна, учитель-логопед, МБОУ СКОШИ ЧГО, Чайковский, Пермский край

В последнее время одной из широко обсуждаемых проблем практической психологии является роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей. Мозжечок (от лат. «cerebellum» -малый мозг) чаще рассматривается как структура, которая обеспечивает равновесие и координацию тела, управляет произвольными и непроизвольными движениями, регулирует мышечный тонус. Например, получив информацию о готовящемся движении, мозжечок корректирует моторную программу движения в  коре больших полушарий и готовит мышц для реализации этого движения через спинной мозг, регулируя мышечную скорость, силу, ритм и точность. Так проходит обеспечение всех движений человека: артикуляционного аппарата в процессе речи, глаз во время считывания текста с листа, пальцев при письме и т.д.

Различные нарушения в деятельности мозжечка приводят к рассеянности, забывчивости и повышенной утомляемости: снижению памяти, внимания, трудностям сенсорного переключения, невозможности последовательного выполнения необходимых действий, затруднениям в длительном стоянии,  сидении, неуклюжести, поведенческим (гиперактивность) и речевым (мутизм, афазия) расстройствам, что  приводит к затруднениям в обучении и социальной адаптации.

Мозжечковая стимуляция значительно улучшает эффективность любых коррекционных занятий: с логопедом, психологом, дефектологом. В ходе занятий повышается пластичность мозга, появляется возможность заполнить пробелы и восполнить недостатки функциональности базовых структур головного мозга.

Можечковая стимуляция – специальный комплекс упражнений, который позволяет развивать головной мозг, в том числе его участки,  отвечающие за формирование высших психических функций.

Показания

  • Нарушение внимания
  • Гиперактивность
  • Поведенческие расстройства
  • Нарушение осанки
  • Нарушение работы вестибулярного аппарата
  • Проблемы с обучением
  • Нарушения координации и моторной ловкости
  • Нарушение аутистического спектра
  • Зпр, зрр, ммд, сдвг
  • Дисграфия
  • Дислексия

Диспраксия

Цель: научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.

Задачи:

  1. Стабилизация психомоторной функции детей, посещающих логопедический пункт.
  2. Развитие психологической базы речи через движение.
  3. Коррекция звукопроизношения и других речевых функций.
  4. Внедрение в практику работы современных образовательных методик.

Ожидаемый результат:

1.Стабилизируется психомоторная функция детей, посещающих логопедические занятия.

2.Разовьется психологическая база речи через движения.

3.Легче будет проходить коррекция звукопроизношения и других речевых функций.

4.В практику работы произойдет внедрение современных образовательных методик.

Результаты

  • Улучшение у ребенка понимания, внимания, поведения
  • Улучшение зрительно-моторной координации
  • Улучшение мануальных и графо-моторных функций
  • Повышение общего уровня интеллекта
  • Быстрое развитие когнитивной сферы (памяти, речи, восприятия, мышления)
  • Повышение эффективности других коррекционных занятий (с психологом, логопедом, дефектологом)

Вид проекта – педагогический.

Длительность проекта – 1 учебный год.

Участники проекта: учитель-логопед; дети, посещающие индивидуальные логопедические занятия.

План реализации проекта

1 этап – организационно подготовительный

1

Разработка образовательного проекта.

 

сентябрь

2

Изучение литературы.

 

сентябрь

3

Подборка игр и упражнений на мозжечковую стимуляцию.

 

сентябрь

4

Посещение семинара в городе Пермь, для получения знаний по данному вопросу.

сентябрь

2 этап - формирующий

 

Организация коррекционно-развивающего процесса: на индивидуальных логопедических занятиях.

в течение учебного года

3 этап - обобщающий

 

Разработка выводов и рекомендаций:

·Выступление на педсовете  по результатам  реализации проекта: «Мозжечковая стимуляция на индивидуальных логопедических занятиях». 

· Обобщение опыта работы на педагогических сайтах.

 

 

май

 

 

 

 

 

май

 

Продукты проектной деятельности: картотека игр и упражнений, направленных на мозжечковую стимуляцию.