Применение метода сенсорной интеграции "Совопрактика" в психолого-педагогическом и медико-социальном сопровождении детей с ОВЗ

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Манакова Елена Александровна, учитель-логопед, ГБОУ СО "Верхнетагильский центр ППМСП", Верхний Тагил

В последние десятилетия во многих странах в коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ активно используется метод сенсорной интеграции. В современном мире проблема сенсорной интеграции у детей стоит особенно остро.

Сенсорная интеграция (от лат. «sensus» - ощущение, «integratio» - восстановление) – это определенный процесс во время которого нервная система получает информацию от рецепторов органов чувств и, анализируя их, использует для выполнения целенаправленной деятельности. Это своего рода способность нервной системы продуктивно свести воедино информацию, поступающую от разных каналов.

В мире автоматизации и информационных технологий нам всем не хватает движения, но очень сильно это сказывается на детях. Вследствие обездвиживания, отсутствия подвижных игр и физической активности современные дети часто страдают нарушением этой самой интеграции. Плохая интеграция ощущений, которые поступают от всех наших органов чувств, зачастую приводит к тому, что замедляются мыслительные процессы. Учеными установлена прямая связь между обучением школьника и развитием его сенсорной интеграции. Для развития моторики и речи сенсорная интеграция просто незаменима. Она является основой более сложной интеграции, которая нужна для освоения чтения, письма и усвоения правил поведения в обществе, особенно у детей с ОВЗ.

В своей работе мы используем методику развития сенсорной интеграции с применением сенсорно-динамического зала «Дом Совы». В основу методики положена концепция, которая опирается на онтогенетические принципы развития двигательной активности, игровой деятельности, коммуникативного развития, динамично коррелирующих в практическом взаимодействии с полимодальной средой сенсорно-динамического зала «Дом Совы».

Сенсорно-динамический зал «Дом Совы» – комплексный тренажер, в рамках которого педагогом формируется полимодальная сенсорно-динамическая среда для активизации, реабилитации, коррекции и развития функций сенсорной интеграции, посредством комплексного воздействия на базовые сенсорные системы ребенка – тактильную, вестибулярную, проприоцептивную, слуховую, зрительную.

Регулируя уровень сложности сенсорно-динамической среды, педагог произвольно изменяет уровень сложности и длительности упражнения, адаптируя его к потребностям формирования «зоны ближайшего развития» конкретного ребенка, тем самым гибко регулируя настройки индивидуального маршрута сопровождения каждого ребенка с ОВЗ «изнутри». Стимуляция и коррекция психофизического развития в условиях сенсорной интеграции проходит более эффективно, если ребенок во время занятия управляет своей деятельностью сам, в то время как педагог ненавязчиво формирует среду.

Цель метода “Совопрактика”: усилить, сбалансировать обработку сенсорных стимулов центральной нервной системы, развить собственную познавательно-исследовательскую активность ребёнка с ОВЗ.

Задачи:

  • Научить ребенка видеть проблему.
  • Сформировать у него умение выдвигать гипотезы и задавать вопросы.
  • Развить психику ребёнка на основе активизации ориентировочной деятельности.
  • Развить способность генерирования ребенком новых движений в нестандартных ситуациях.
  • Развить и улучшить психические процессы (восприятие, память, внимание, мышление, речь и т.д.) ребенка.
  • Развить и улучшить эмоционально-волевую сферу ребенка.

Метод «Совопрактика» ориентирован на детей с гиперактивностью, синдромом дефицита внимания, ДЦП, задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, задержкой психомоторного развития, умственной отсталостью, заболеваниями генетического характера. Такие дети в силу имеющихся нарушений и связанных с ними ограничений активности имеют искаженный сенсорный опыт, который усугубляет имеющие нарушения.

Все занятия по методу «Совопрактика» проводятся в форме сюжетно — ролевой игры.

Занятия состоят из следующих этапов:

I Этап «Адаптация». Игры и упражнения, направленные на мобилизацию внимания, подготовку учащегося к предстоящим нагрузкам, поддержание положительного эмоционального настроя.

П Этап «Практика». Включает в себя игры и упражнения, направленные на решение специальных задач. Первоначально все игры построены на простых сюжетах, двигательные и когнитивные задачи имеют одно решение. В некоторых случаях допускается показ как педагогом, так и по возможности самим учеником движений с чётким проговариванием всех элементов. Постепенно среда и задачи усложняются. Ребенок должен освоить основные двигательные навыки, навык ориентировочной деятельности.

III Этап «Закрепление». На этом этапе ребёнок включается в сложный игровой сюжет, содержащий несколько решений когнитивной или двигательной задачи, вызывающих разнообразные, связанные между собой действия. На данном этапе ребёнок приобретает навык создания сюжета игры и стимулов-средств.

Таким образом, при применении метода «Совопрактика» отмечается положительный эффект в улучшении показателей регуляции поведения, эмоций, моторики, речи, внимания, уровне адаптивности у детей с ОВЗ и позволяет улучшить общую эффективность психолого - педагогического и медико-социального сопровождения.