Психогимнастика как средство коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Никитина Ольга Викторовна, учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад "Росинка", детский сад №7 "Лесная сказка", Новоуральск

При организации коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, педагоги сталкиваются с проблемами их сенсорного развития. На формирование двигательных навыков: координации движений, темпа, точности, отрицательно влияют нарушения и аномалии развития зрительной системы. У детей заметно отставание в развитии зрительно-моторной координации и микроориентирования. Нарушения зрения отрицательно сказываются на нервно-психическом статусе детей, значительно снижают их двигательную активность и ориентировку в пространстве и т.д.

С целью совершенствования зрительного восприятия, гармонизации движений, эмоций, воспитания правильного речевого дыхания, развития чувства ритма, повышения уровня развития межполушарного взаимодействия учителем-дефектологом совместно с музыкальным руководителем разработана система занятий по психогимнастике. Эта система основана на теоретических положениях кандидата психологических наук Г. Бардиер, И. Ромазан и Т.Чередниковой.

Занятия по психогимнастике - это цикл упражнений, проводящихся в форме сюжетно-ролевой игры. Через всю последовательность занятия проводится тематическое содержание с целью непрерывности хода общей игры. Все упражнения включают в деятельность фантазию (мысли, образы), чувства (эмоции) и движения воспитанников.

Задачи занятия следующие: становление координации общих движений; развитие ориентировки в пространстве и в собственном теле; формирование слухового внимания, восприятия и памяти; совершенствование физиологического и речевого дыхания; активизация речевых процессов через развитие тонких движений пальцев рук; повышение уровня развития межполушарного взаимодействия; воспитание умения работать контактно.

На гармонизацию психической деятельности мозга рефлекторно влияет чередование противоположных по характеру движений. Движения могут быть: напряжённые – расслабленные; резкие - плавные; дробные – цельные, гармоничные; вращения тела – прыжки; едва заметные пошевеливания – застывания; свободное передвижение в пространстве - столкновение с предметами, сопровождаемое переменно мышечным напряжением и расслаблением. По мнению академика Анохина, в результате такого чередования движений в коре головного мозга снижается инертность тормозного состояния или застойного возбуждения, достигается уравновешенность процессов возбуждения и торможения, изменяется и упорядочивается нервно-психическая активность мозга в целом.

Каждое движение в психогимнастике выражает какой-либо образ фантазии, насыщенный эмоциональным состоянием, тем самым объединяется деятельность психических функций – мышления, эмоций, движения, а с помощью комментариев педагога подключается ещё внутреннее внимание детей к этим процессам. Игровое (психогимнастическое) содержание упражнений не случайно, оно должно отражать процесс овладения навыками контроля двигательной и эмоциональными сферами, т.е. должно быть продумано так, чтобы выполнить следующие задачи: дать ребёнку возможность испытать разнообразные мышечные ощущения путём подражательного повторения движений и действий педагога; тренировать ребёнка направлять и задерживать внимание на своих ощущениях, научить различать и сравнивать их; тренировать ребёнка определять характер физических движений, сопровождаемых различными мышечными ощущениями; тренировать ребёнка изменять характер своих движений, опираясь на контроль мышечных ощущений и работу воображения и чувств. На занятиях психогимнастики у детей совершенствуются способности произвольной психорегуляции в различных сферах.

Способности произвольной психорегуляции в двигательной сфере: умение различать и сравнивать мышечные ощущения; произвольно направлять своё внимание на мышцы, участвующие в движении; определять соответствие характера ощущений(напряжение – расслабление; тяжесть – лёгкость); менять характер движений, опираясь на контроль своих ощущений.
Способности произвольной психорегуляции в эмоциональной сфере: умение произвольно направлять своё внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает; различать и сравнивать эмоциональные ощущения; определять их характер (приятно, неприятно, удивительно, страшно и др.); произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать эмоции по заданному образцу.

Способности произвольной психорегуляции в сфере общения:
улавливать, понимать и различать чужие эмоциональные состояния; сопереживать (т.е. принимать позицию партнёра по общению и полноценно проживать - прочувствовать его эмоциональное состояние); отвечать адекватными чувствами ( т.е в ответ на эмоциональное состояние товарища проявить такие чувства, которые принесут удовлетворение участникам общения).

Способности произвольной психорегуляции в сфере поведения: умение определять конкретные цели своих поступков; искать и находить, выбирая из множества вариантов, средства достижения этих целей; проверять эффективность выбранных путей (действиями, опытом чувств, опытом прошлых ситуаций); предвидеть конечный результат своих действий поступков; брать на себя ответственность.

Структурные компоненты занятия по психогимнастике могут варьироваться в зависимости от сюжета, возраста детей; каждая игра или упражнение могут решать сразу несколько задач.

Психогимнастика эффективна для развития кинестетических представлений, координации движений, развития чувства ритма, гармонизации движений, эмоций, способствуют совершенствованию межанализаторных связей, развивают межполушарное взаимодействие и способствуют своевременному психологическому созреванию детей.

Рекомендуемая литература

  1. Г. Бардиер, И. Ромазан «Я хочу». СПб. 1995.
  2. Семенович А.В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте», М., 2008.
  3. Сиротюк А.Л. «Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения», М., 2003г.
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение. Федорина сказка..doc)Приложение. Федорина сказка..doc87 Кб