Чехлова Ольга Викторовна, учитель-дефектолог, учитель-логопед, ГБОУ СО "Новоуральская школа №2", Новоуральск
Конфликты в семье – это нормальное условие для развития семейных отношений, важно членам семьи уметь их разрешать. Конфликт – встреча разных людей и их интересов, целей, ценностей, что является важным условием для успешного личностного развития внутри семейных отношений.
Отсутствие конфликтов в детско-родительских отношениях возможны лишь при полном подчинении одной стороны. Если подчиняется во всем ребенок, то мы называем его «удобным» для взрослых. Удобный ребенок – это ребенок, неспособный отстоять свои границы и может быть потенциально в группе риска детей, которые подвергаются насилию. Важно, чтобы дети умели говорить «нет», когда им предлагают делать то, что они не хотят. Научиться они этому могут только с родителями, которые в детско-родительских отношениях обучают своих детей важнейшим навыкам жизни.
Конфликт внутри детско-родительских отношений является необходимым условием для личностного развития ребенка и одним из способов формирования навыков отстаивания своей личностной позиции и личностных границ. Важно создавать безопасные условия для разрешения конфликта с уважением границ каждого члена семьи.
На детско-родительские отношения всегда влияют отношения супругов, их родителей. Если у родителей возникает конфликт с детьми, важно обратить внимание на взаимоотношения родителей между собой, а также на форму взаимодействия родителей со своими родителями.
В конфликте между родителями и детьми нет выигравших и проигравших. Бороться за победу родителю – это деструктивный способ решения конфликта с ребенком, так как наша основная задача не победить своих детей, а помочь им. «Ты будешь делать то, что я сказал(а), хочешь ты этого или нет! Вырастишь, будешь своих детей воспитывать, тогда и говорить», — это пример фразы, подавляющей ребенка, отнимающей право выбора. Если при таком взаимодействии ребенок не будет сопротивляться, то это породит большие проблемы в будущем в его жизни, который занимает подчиняющуюся позицию. Когда в конфликтах побеждает только ребенок, то мы создаем зеркальную ситуацию, где ребенок не будет способен к сотрудничеству с другими людьми. Родители могут в таких стратегиях по своим личным причинам избегать конфликтов или сами сталкиваться с подчиняющейся позицией, которая является доминирующей в жизни. Важно стремиться к объединению сторон и разрешению конфликта с принятием целей и интересов каждой стороны.
При консультировании важно обратить внимание на стереотипные формы взаимодействия родителей.
Какие вопросы возможно задать родителю, обратившемуся за помощью к специалисту:
- какие причины кроются в агрессивном поведении ребенка? Что предшествовало его агрессивной реакции на ситуацию?
- злость и гнев у ребенка возникли именно на данную ситуацию или причины важно найти в прошлом?
- какие чувства испытывает сам родитель (беспомощность, вину, гнев, обиду, страх и др.). Важно прояснить с родителями, что это нормально – испытывать различные чувства.
- какие мысли и убеждения возникают у родителя, когда он говорит о возникшем конфликте с ребенком.
- что произойдет, если… (проговаривая варианты результатов) и др.
Важным условием взаимодействия с ребенком является принятие его потребностей и личности, признание его чувств и предоставление выбора. Важной составляющей в разрешение конфликта с ребенком является «слушание», как форма взаимодействия. Т. Гордон выделил несколько типов слушания при взаимодействии взрослых с детьми.
- «Пассивное слушание» – внимательное пассивное выслушивание, выражение поддержки только в невербальных формах (выражение лица, мимика).
- Реакции подтверждения и принятия – вербальные и невербальные формы слушания, например, кивание головой, легкая улыбка, отклик в мимических проявлениях на услышанное, повторение реплик «угу», «да», «я слышу вас», «сочувствую».
- «Открывание дверей» - добавление фраз для раскрытия проблемы, которую заявляет ребенок, например, «Да, это действительно важно», «Я слышу, это вызывает у тебя много переживаний и чувств» и др.
- при «активном слушании» анализируется ситуация, выясняется и уточняется: «Правильно ли я понимаю...», «Правильно ли я тебя услышал(а)…». При перефразировании важно выразить мысль ребенка другими словами для уточнения смысл: «Если я правильно тебя понял(а)…», «Поправь меня, если я ошибаюсь, ты имеешь ввиду…», «Другими словами, ты…», «Скажи, ты имеешь ввиду…». При отражении чувств родители могут озвучить чувства ребенка, которые он испытывает в момент конфликта, проявляя эмоции:«Ты сейчас злишься на это?», «Что ты чувствуешь сейчас, говоря мне это?», «Тебе обидно?», «Ты расстроен и возмущен, верно?» и др.
Своим примером педагог демонстрирует родителю, как ему вести беседу с ребенком.
Рекомендации для родителей:
- всегда имейте ввиду, во время конфликта эмоции берут верх над разумом;
- не спешите спорить и отвергать предложения вашего ребёнка или другого члена семьи, выслушайте, после подумайте, подходит ли вам предложенный вариант; не спешите с ответом;
- посмотрите на конфликт со стороны, будто вам его рассказали малознакомые люди.
- ориентируйтесь на решение проблемной ситуации;
- выразите эмоции в безопасном пространстве, перед решением проблемы найдите способ разрядиться, предварительно «выпустите пар» в безопасной среде (например, напишите «гневное письмо», которое никому не отправите);
Алгоритм разрешения конфликта, который могут педагоги предложить родителям, обратившимся за консультацией:
- 1 этап – пауза для снижения эмоционального напряжения;
- 2 этап – анализ конфликтной ситуации, ответ на вопрос, почему произошла данная ситуация;
- 3 этап – прояснение целей и способов разрешения конфликта. Что я хочу на выходе из конфликтной ситуации и как мне это достичь;
- 4 этап – реализации плана;
- 5 этап – оценка эффективности выбранной стратегии.
Задача родителей развивать собственное мнение у детей, быть осторожными с наказаниями, избегая их, выбирая подкрепление позитивного поведения, и постепенно передавая ответственность ребенку за себя и свои поступки в соответствии с его возрастом.
Литература
- ДПП: Навигация, консультирование родителей, воспитывающих детей с разными образовательными потребностями и оказание им информационно-методической помощи (обучение специалистов организаций, оказывающих услуги психолого-педагогической, методической и консультативной помощи и реализующих информационно-просветительскую поддержку родителей).2021г.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Продолжаем общаться с ребенком как? Серия: Лучшая книга по воспитанию детей. – М. Издательство АСТ, 2018. – 304 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Как общаться с ребенком? – М. : АСТ : Астрель, 2007. –240 с.