Развитие словесно-логического мышления у детей с задержкой психического развития посредством включения в образовательную деятельность кейс-технологии

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Христолюбова Вера Евгеньевна, учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад "Росинка", детский сад №7 "Лесная сказка", Новоуральск

В настоящее время основной целью образовательной политики в сфере дошкольного образования является обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка, в том числе для детей с ОВЗ, в получении качественного и доступного образования, обеспечивающего равные стартовые условия для полноценного физического и психического развития детей, для дальнейшего обучения их в школе.

У детей с задержкой психического развития все основные психические новообразования возраста формируются с запаздыванием и имеют качественное своеобразие. Для них характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности. В связи с этим актуальным становится определение и применение методов и приемов, способствующих развитию мыслительной и речевой деятельности детей.

Учитывая особенности развития детей с задержкой психического развития, я включила в работу с ними новую технологию, способствующую формированию речемыслительной деятельности – кейс – технологию, которая также позволяет интегрировать разнообразные виды деятельности детей: продуктивную, коммуникативную, познавательно-исследовательскую, чтение художественной литературы.

Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого детям предлагается реальная, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейс должен содержать максимально реальную картину и конкретные факты.  Каждый кейс должен включать в себя следующие аспекты: проблемный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный.

Применение кейс-технологии направлено на решение следующих взаимодополняющих задач:

  1. Совершенствование коммуникативных компетенций: формировать у детей навыки работы в команде; обучать адекватным ситуации моделям поведения; закреплять умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; обеспечивать взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; формировать произвольность поведения.
  2. Совершенствование лингвистических компетенций: закреплять навык грамотного построения фразы; обогащать активный словарь; расширять объем понимаемой речи; развивать связную речь.
  3. Совершенствование речемыслительной деятельности: развивать умения анализировать ситуации, обобщать и делать выводы; оценивать альтернативы; выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление.

Поскольку работа с детьми с задержкой психического развития имеет свои специфические особенности, в процесс реализации данной технологии заложены принципы коррекционно-развивающего обучения: динамичности восприятия, коррекции и развития психических функций, мотивации учебной деятельности.

 Чем же отличается кейс  от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс-технологии является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Проблема в кейсе не имеет однозначного решения: необходимо из множества вариантов выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, ее предстоит вычленить из той информации, которая содержится в описании кейса.

Этапы занятия с включением кейс-технологии

N

этап

содержание

1

Мотив

Как и при любой деятельности, важна мотивационная составляющая. В данной технологии этим мотивирующим этапом может быть предмет, который опосредованно связан с ситуацией. Его можно угадывать  с помощью включения  различных анализаторов, загадок и просто наводящих вопросов. Все будет зависеть от ситуации. Но связь предмета и кейса должна иметь логическое объяснение.

2

Предъявление ситуации-сюжета из реальной жизни

Сюжет должен отражать интересное событие или интригующую ситуацию. Его задачами являются:

- побуждать ребенка к размышлению;

- стимулировать фантазию;

- способствовать заинтересованному общению ребенка со взрослым.

3

Текст к кейсу

Текст описывает совокупность событий, комментарий ситуации. Это может быть рассказ педагога, отрывок из художественного произведения. Он должен быть небольшим по объему, но иметь в содержании интригу.

4

Задание

После прочтения текста следует правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

5

Обсуждение имеющейся информации

Обсуждение – это основной этап, на котором идет обмен мнениями, с фиксацией их для зрительного контроля, сохранения в арсенале, а также для будущего сравнения и выбора. Фиксация может быть с помощью наглядного моделирования, условных обозначений, схематичных зарисовок. Поиск причинно-следственных связей, установление логических цепочек между суждениями.

6

Выбор лучшего решения

На данном этапе необходимо выработать определённый алгоритм деятельности, который ведёт к решению проблемы, и сделать выбор наилучшего варианта решения.

7

Доклад

На начальном этапе доклад по решению делает педагог. Это обобщенный вывод по ситуации с элементами рефлексии. Далее можно предложить это сделать ребенку, с использованием маячков-подсказок для сохранения логичности монолога.

Используемая литература

  1. Статья: «КЕЙС-технологии: теория и практика» Барабанова С.Л. {Электронный ресурс}/Доступ: www.sites google.com
  2. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-stady)/ {Электронный ресурс}/Доступ: http://www.casemethod.ru
  3. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2т. Т.1./ Г.К.Селевко.-М.:НИИ школа технологий, 2006. – 816с.