Развитие целеполагания и волевого усилия, формирование осознанного отношения к различным эмоциям у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Игнатьева Марина Николаевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад "Росинка", детский сад №7 "Лесная сказка", Новоуральск

Современный меняющийся мир обуславливает необходимость формирования активной, независимой, целеустремленной личности. На что нас ориентирует закон «Об образовании в РФ», где сформулирован социальный заказ государства в системе образования - воспитание инициативного, ответственного человека, готового проявлять инициативу, ставить перед собой цели, самостоятельно принимать решения в ситуации выбора и достигать их.

Дошкольный возраст - это особый период, когда закладываются основы волевой регуляции, произвольности поведения, которые необходимы человеку в любом виде деятельности. Становление волевой регуляции, последовательно развиваются у ребенка нормативного развития. Особенностями развития детей с нарушением зрения является недостаточность сформированность эмоциональной сферы, слабость формирования волевой инициативы, а в дальнейшем, осознанной регуляции деятельности и поведения.

Для решения этих задач мною разработана и реализуется система работы по эмоционально-личностному развитию детей «Играя, учимся дружить». Цель: развитие эмоционально-личностной сферы; обеспечение всестороннего гармоничного развития личности ребенка. Задачи: создание условий для проявления познавательной активности; формирование представлений о положительных и отрицательных эмоциях; способствовать развитию самопознания ребенка; формирование адекватной самооценки; развитие коммуникативных навыков; формирование умения подчинять свои действия правилам; развитие зрительно-моторной координации.

Система работы реализуется через игровые сеансы с использованием интерактивного оборудования. Важными условиями проведения игровых сеансов является: доброжелательная атмосфера, безоценочное принятие каждого ребенка.

Структура игрового сеанса состоит из 3 этапов: организационный, основной, заключительный. Сеансы наполняются разнообразным содержанием, разработанным с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников с нарушением зрения. Вся работа начинается еще до того, как дети попадают в кабинет. Для мотивации детей к последующей деятельности используется игровой персонаж. У нас это - зайчонок Лучик, который появляется в группе, приглашает детей отправится в волшебное путешествие, где нужно обязательно выполнить какое-либо задание. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник, защитник игрушке.

Игровой сеанс начинается с ритуала приветствия. Ритуал позволяет, воздействовать на эмоциональное состояние детей, выполняет функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Игры и упражнения должны быть не длительны, и позволять каждому ребенку проявить активность и включиться в занятие.

На второй этап ложится основная смысловая нагрузка всего игрового сеанса. В основной этап входят этюды, игры и упражнения, направленные на развитие творческих способностей, эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка.

На игровых сеансах я использую, интерактивное оборудование, технологии, которые позволяют не только расширить чувственный опыт детей, но и выступает хорошим тренингом для становления волевой регуляции.

Эта деятельность очень привлекательна для детей. Перед использованием интерактивного стола, песочницы, оборудования темной сенсорной комнаты, мы с ребятами формулируем и зарисовываем правила, которые помогают каждому из детей регулировать свое поведение и правильно использовать оборудование. Заключительный этап включает рефлексию и ритуал прощания. Рефлексия направлена на осознание пройденного материала, на сбор в свою «копилку» увиденного, обдуманного, понятого каждым ребенком. Ритуал прощания служит итоговой точкой и направлен на закрепление положительных эмоций от работы на занятии.

Эффективность своей работы я отслеживаю с помощью карт наблюдения за развитием детей дошкольного возраста, авторы Н. А. Короткова, и П. Г. Нежнов. На начало текущего учебного года, наблюдается положительная динамика в развитии целеполагания и волевого усилия.

Развивая в ребёнке целеполагание и волевое усилие, а в целом волевую регуляцию, произвольность поведения, мы помогаем ему открывать свой внутренний мир, познавать мир вокруг, и социализироваться в разных сообществах.


Упражнение «Кубик эмоций».

Детям предлагается назвать образы, которые у них ассоциируются с нужной эмоцией, используя все пять каналов восприятия - слух, зрение, осязание, вкус, обоняние. Например: эмоция - радость. Какая на вкус радость? Как пахнет, какая она на ощупь, как она звучит? Сначала детям сложно подобрать образ к эмоции. Чтобы облегчить задание, мы предлагаем картинки-помощники, которые направляют детей. У кого-то радость пахнет морем, на вкус как конфета, на ощупь как что-то мягкое, теплое. Ответы детей разные, потому что радость у каждого своя.


Литература

  1. Психологичеcкий словарь. М. Владос. 2007. Немов Р.С.[1.]
  2. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. 2001[2].
  3. «Вкус и запах радости». Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы, Л.А. Никифорова.
  4. «Удивляюсь злюсь, хвастаюсь, боюсь». Программы эмоционального развития дошкольного и младшего школьного возраста, С.В. Крюкова, Н.П. Слободняк.
  5. «Цветик-семицветик», Н.Ю. Куражева.

Warning: No images in specified directory. Please check the directory!

Debug: specified directory - https://xn----8sbacgoafpfhob7bahedccd4aal4l.xn--p1ai/images/stories/01/ignatyeva