Создание условий для успешной социализации обучающихся с овз и инвалидностью в ходе реализации адаптированной дополнительной общеразвивающей программы «Вместе»

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Князева Юлия Константиновна, социальный педагог, педагог дополнительного образования, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", МАУ ДО "ЦВР", Новоуральск

Актуальным направлением развития образования детей с ОВЗ является создание условий для их успешной социализации. В данной статье рассматривается опыт реализации дополнительной общеразвивающей программы, целью которой является формирование духовно-нравственной основы личности обучающихся в процессе организации специальных занятий, направленных на получение знаний и умений, обеспечивающих успешную интеграцию в социум, и равноправное взаимодействие в нем.

Каждый год выпускники коррекционных школ выходят во взрослый мир, не имея достаточного социального опыта, знаний о собственных возможностях и потребностях. Молодые люди испытывают трудности в самоопределении, не всегда способны успешно реализовать себя в профессиональном мире. Основная задача педагогов поддержать обучающихся в тот момент, когда они начинают размышлять о будущем, присматриваться к профессиям, искать себя в многообразном и противоречивом мире.

Адаптированная дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Вместе» предназначена для детей с ОВЗ и инвалидностью 14-16 лет. Группы формируются из обучающихся нескольких классов или параллели в соответствии с желанием детей, по заявлению родителей.

Целью программы является формирование духовно-нравственной основы личности обучающихся в процессе организации специальных занятий, сетевого взаимодействия ГБОУ СО «Новоуральская школа № 2» с социальными партнерами.

Реализации данной программы осуществляется в сотрудничестве ГБОУ СО «Новоуральская школа № 2» и АНО НПСПО «Благое дело» (ремесленные мастерские для людей с инвалидностью») по трем направлениям:

  1. Социокультурная реабилитация: возможность творить, проживая яркую, полную радости, новых идей и друзей, жизнь, в нескольких творческих мастерских, в которых люди с инвалидностью поют, танцуют, готовят театральные постановки, играют на музыкальных инструментах и рисуют. В эту жизнь активно вовлечены школьники-участники проекта.
  2. Профориентация, трудовая реабилитация и трудоустройство: создание условий, в которых человек чувствует себя востребованным, нужным, так как практически профессионально начинает делать что-то своими руками, причем созданные изделия можно подарить и порадовать родных и близких. Пробуя себя в разных мастерских, можно выбрать дело по душе, совершенствовать свои трудовые навыки.
  3. Работа с родителями: привлечение семей к участию в семинарах, мастер-классах и других совместных мероприятиях. В данных момент в АНО НПСПО «Благое дело» организована психологическая мастерская для родителей и законных представителей детей с ОВЗ и инвалидностью, где специалисты помогают найти родителям ответы на интересующие вопросы и способы решения сложных ситуациях.

В ходе реализации данной программы дополнительного образования обучающимся предлагается несколько действенных инклюзивных приемов: инклюзия через труд (совместный процесс трудовой деятельности, обмен продуктами труда, предоставление услуг и обмен услугами); инклюзия через творчество и коммуникацию (социально-бытовая коммуникация, совместная социокультурная деятельность, обмен культурным продуктом, участие в жизни местного сообщества); инклюзия через обучение (получение знаний, обучение новым навыкам, развитие способностей и социальных и личностных компетенций, обмен опытом, формирование профессиональных компетенций).

Программа построена на основе общедидактических и специальных принципов, ориентированных на учёт особенностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью; содержит три модуля освоения программы: «Экомастерская» (работа в ремесленных мастерских), творческая студия «ИнклюзивАрт» (театральная мастерская) и «Социополис» (общение и волонтерское движение).

Одной из важнейших педагогических задач в модуле «ИнклюзивАрт» (театральной мастерской) становится повышение общекультурного уровня подростков, а также развитие эстетического вкуса и потребности духовной культуры. Участники театральной мастерской не только приобщаются к театральному искусству, но и развивают коммуникативные умения. Содержание модуля построено в соответствии с возрастными особенностями и потребностям обучающихся (Приложение 1).

В процессе освоения модуля «Экомастерская» (работа в ремесленных мастерских) у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью есть возможность посещать развивающие занятия в 8 художественно-ремесленных мастерских на базе социальных партнеров АНО НПСПО «Благое дело» (ремесленные мастерские для людей с инвалидностью):

  • деревообрабатывающая;
  • керамическая;
  • бумажная;
  • швейная;
  • свечная;
  • мастерская шерсти и фетра;
  • аграрная;
  • типографская.

Реализация дополнительной общеразвивающей программы «Вместе» в сетевой форме обеспечит включение обучающихся в творческую и трудовую деятельность, будет способствовать:

  • пониманию естественных и социальных процессов развития человека сообразно его полу и возрасту;
  • развитию личности в соответствии с ценностями и нормами национальной культуры, традициями родного края;
  • развитию духовности и творческих способностей личности, формированию умения видеть и творить прекрасное;
  • формированию и развитию представления о ценности труда для самоидентификации, саморазвития, взросления;
  • продолжению знакомства с различными видами ремесел, спецификой, разнообразием материалов и инструментов труда;
  • развитию самостоятельности и ответственности через организацию занятий в различных формах (практические занятия в ремесленных мастерских, экскурсии, социальные игры и др.);
  • саморазвитию через включение в социально одобряемую деятельность и общественно-полезную работу;
  • прочному усвоению обучающимися знаний и опыта разнообразной деятельности и поведения в различных ситуациях, самостоятельному продвижению в осваиваемых областях;
  • существенному повышению мотивации и интереса к обучению, приобретению нового опыта деятельности и поведения;
  • обеспечению условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, которые позволяют планировать обучение на следующих ступенях.

Для обучающих предлагаются различные формы обучения: фронтальная, индивидуальная, индивидуально-групповая, групповая.

При реализации модулей используются беседы, лекции, практические занятия, мастер-классы, экскурсии. Программа предполагает и открытые занятия.
Чередование разных видов деятельности, присутствие разнообразных форм работы позволяет поддерживать активный темп работы, сохранять интерес к программе и избегать переутомления школьников (Приложение 2).

Работа с различными, экологически чистыми природными материалами, освоение разных способов их обработки, разное назначение конечного продукта, разный цикл деятельности - все это разнообразие создает условия для знакомства с ремесленным трудом, самоопределения, возможного профессионального выбора.

Формами подведения итогов реализации дополнительной общеразвивающей программы являются: итоговая беседа, семинар, мастер-классы обучающихся (например, для родителей), выставка работ, презентация, практическое занятие, открытое занятие, проект.

Одним из показателей эффективности социального партнерства ГБОУ СО «Новоуральская школа № 2» и организации «Благое дело» является то, что обучающиеся даже во время каникул охотно посещают ремесленные мастерские, участвуют в волонтерских слетах, творческих мероприятиях, конкурсах школы, ЦВР, города и даже области. Их работы уже красили не одну выставку.

На протяжении 14 лет АНО НПСПО «Благое дело» проводит семинары и сертифицированные программы повышения квалификации для работников социальной сферы совместно с ведущими ВУЗами Свердловской области и университетами Швеции, Норвегии, Великобритании, Германии. В организации регулярно обучаются социальные работники, сотрудники ПНИ и КСЦОНов, сотрудники центров занятости, городских администраций, некоммерческих и общественных организаций. В данный момент ведется работа по организации семейного клуба для родителей и законных представителей детей с ОВЗ и инвалидностью.

Организация «Благое дело» сама по себе уникальна и мне, как педагогу, очень повезло, что я в своей профессиональной деятельности могу использовать такое значимое и продуктивное сотрудничество, которое, несомненно, играет важную роль в социализации обучающихся, развивает коммуникативные навыки, творческие способности, уважение к труду, толерантное отношение к окружающим людям, уверенности в своих силах.

Литература

  1. Верховская М.А., Попова Н.Т. «Древо ремесел» как ресурс социокультурной реабилитации./ Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья» - М.: 2011. – 713 с. (с. 542-546).
  2. Лёве Х. Работа с глиной. Формирование воли в младших классах. / Пер. с нем. – К.: Наири, 2008. – 20 с.
  3. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: Метод. пособие / под ред. Е.М. Старобиной – М.: ФОРУМ: ИНФА-М, 2007. – 304 с.: ил.
  4. Ремесленные мастерские: от терапии к профессии. / Сост. Ю.В. Липес. – М.: Теревинф, 2004. – 136 с. / Опыт работы Центра лечебной педагогики.
  5. Физическая терапия и эрготерапия как новые для России специальности (Современные подходы в реабилитации). / Сост. Е.В. Клочкова. – СПб.: Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2003 – 46 с.
  6. Voigt-Papke, G. Gestalten mit einfachen Mitteln. Kreative Techniken fuer Menschen mit Behinderungen, Weinheim Basel: Basel: Beltz Verlag, 2014. – 16 S.
  7. Рабочие материалы социально-терапевтического поселения Веккельвайлер: Kompetenzanalyse / Arbeitsmaterialien des Bildungsbereichs vom «Sozialtherapeutische Gemeinschaften Weckelweiler e. V.», 2012.
  • 00001
  • 00002
  • 00003
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение 1.doc)Приложение 1.doc29 Кб
Скачать этот файл (Приложение 2.doc)Приложение 2.doc53 Кб