Формирование предпосылок учебной деятельности у детей с задержкой психического развития

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Караваева Светлана Анатольевна, учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад "Росинка", детский сад №7 "Лесная сказка", Новоуральск

«Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться». Венгер Л.А.

Поступление в школу — это начало большого пути ребёнка и всей его семьи. Ребёнку предстоит соблюдать новые правила, выполнять требования и обязанности. Появляется новая деятельность – учебная. Поэтому важно до школы сформировать у ребёнка совокупность «универсальных учебных действий». То есть не только научить его логически мыслить, устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, делать выводы, расширять представления о мире, который окружает. Но и сформировать определенные качества, необходимые для возникновения личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий. К этим предпосылкам в личностном аспекте можно отнести познавательные мотивы, ориентацию на моральные нормы и их выполнение, сформированность внутренней позиции школьника, включая готовность к принятию новой социальной роли, новый круг обязанностей и прав. Эта готовность выражается в позитивном отношении ребенка к школе, учителям и учебной деятельности.

Работая с детьми, имеющими когнитивные нарушения, стоит задуматься над тем, как сформировать предпосылки учебной деятельности у такого ребёнка, какие эффективные методы, формы и приёмы использовать в коррекционно-развивающей работе.

Одним из универсальных средств развития ребёнка в нашей группе стал конструктор «Тико». На первом этапе дети знакомились с частями конструктора, запоминали названия, сравнивали каждую фигуру; учились соединять детали конструктора между собой. Учились составлять узор последовательно по простым схемам, параллельно, решая задачу развития наглядно-образного мышления. Когда дети научились скреплять детали между собой, а это достаточно нелегко, педагоги предложили собирать простые плоскостные предметы ближайшего окружения: собаку, кошку, цветок, дом. Сначала выполняли задание по образцу взрослого, а затем по схемам. Дети сами дорисовывали недостающие части предмета на схеме и придумывали узоры. Изготовленные предметы уже можно было использовать в игре, что вызывало неподдельный интерес у детей. Это был следующий, второй этап работы с конструктором.

На третьем этапе дети с педагогами составляли объёмные предметы. Этот этап был длительным, но интересным, так как детям очень понравилось играть с объёмными предметами-игрушками, сделанными своими руками. Сначала это были тематические постройки (в соответствии с лексическими темами): мебель, посуда, корзинки для овощей и фруктов, транспорт и др. Дети придумывали и сами создавали необычные поделки: шляпки, фантастичные цветы, птицы.

Конструируя дети знакомились с частями предмета (машины, мебель, дома и др.) и его назначением. Затем ребята стали создавать целые проекты: «День космонавтики», «Буквы разные нужные», «Вечный огонь», «Города-герои» и др.

Во время совместной и самостоятельной образовательной деятельности использовали детские поделки из конструктора как дидактический материал для изучения и закрепления цвета, для сравнения по величине, ориентировки в пространстве, закрепляли представления о геометрических фигурах и объёмных формах. Во время речевых минуток дети рассказывали о своих поделках, придумывали им названия: машина-луноход, нано-телевизор и др., имена «человечкам» и клички животным.

Всё это способствовало развитию познавательных способностей у детей: умению сравнивать предметы между собой, находить в группе предметов лишний, отличающийся по каким-либо признакам предмет, группировать и объединять их по общему признаку, свободно ориентироваться в пространстве и на плоскости. В результате проведённой работы у детей увеличился объём активного словаря: дети научились подбирать признаки и действия к предмету, в активном словаре антонимов появились новые слова. Научились составлять простые рассказы о предмете.

Мы заметили, что, работая в группе или паре со своим сверстником, дети стали терпимее друг к другу и к окружающей обстановке, внимательны и сосредоточены во время выполнения индивидуальных и групповых заданий, научились договариваться между собой, стали более самостоятельными и работоспособными. Дети захотели учиться новому!

Список литературы

  1. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. - М., 1991.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  3. Интернет ресурс, статья «Элементы и мотивы учебной деятельности в дошкольном возрасте».