Психолого-педагогический консилиум как форма сопровождения обучающихся с овз с целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации (из опыта)

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Оганичева Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР, МБОУ СКОШИ ЧГО, Чайковский, Пермский край

Уполномоченный при президенте России по правам ребенка Анна Кузнецова в апреле 2021 года заявила о росте числа детей с ограниченными возможностями здоровья на 9,4% в РФ. Из статистических данных ТПМПК г.Чайковский тоже констатируется отмеченная динамика.

Категория детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания оптимальных условий для развития, обучения и социализации на всех возрастных этапах. В соответствии с Распоряжением Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации" каждая организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна обеспечить функционирование психолого-педагогических консилиумов.

В МБОУ СКОШИ ЧГО 100% учащихся имеют статус «ограниченные возможности здоровья», поэтому вопрос создания и функционирования психолого-педагогического консилиума актуален для учреждения.

В МБОУ СКОШИ ЧГО психолого-педагогический консилиум (ППк) создан по двум адресам деятельности, функционирует на основании локального акта ОО.

Цель ППк в МБОУ СКОШИ ЧГО: создание оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся посредством психолого-педагогического сопровождения.

Задачами ППк:

  1. Выявление трудностей в освоении адаптированных образовательных программ, особенностей в развитии, социальной адаптации и поведении обучающихся для последующего принятия решений об организации психолого-педагогического сопровождения.
  2. Разработка рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся.
  3. Консультирование участников образовательных отношений по вопросам актуального психофизического состояния и возможностей обучающихся; содержания и оказания им психолого-педагогической помощи, создания специальных условий получения образования.
  4. Контроль за выполнением рекомендаций ППк.

В ОО определены следующие этапы сопровождения учащихся ППк:

1 этап - поступление учащегося в ОО:

  • внесение данных о заключении ТПМПК в школьную базу учащихся с ОВЗ;
  • запись учащегося на ППк – «Журнал записи обучающихся на ППк» по вопросу адаптации (рассматривается через 1-1,5 месяца с начала обучения);
  • экспресс – консилиум по выполнению рекомендаций ТПМПК.

2 этап - обучение учащегося в ОО:

  • заполнение динамического листа успеваемости (развития) учащегося – в конце каждой четверти (выявление неуспевающих, корректирование условий сопровождения), что обеспечивает прохождение всего состава учащихся через ППк в течение учебного года;
  • разработка СИПРа, ИОМа учащегося – начало учебного года;
  • промежуточные, итоговые результаты реализации СИПРа, ИОМа – декабрь, май;
  • динамика развития учащегося по итогам окончания 1, 4 классов;
  • определение профиля «Профессионально-трудового обучения» при переходе в 5 класс, далее - при необходимости.

3 этап - завершение обучения в СКОУ:

  • определение условий прохождения итоговой аттестации учащимися 9 класса;
  • направление на ТПМПК для получения заключения для профессионального обучения.

По результатам обследования учащегося на ППк специалистами консилиума разрабатываются рекомендации для родителей (законных представителей), педагогов и специалистов ОО:

  • разработка индивидуального учебного плана учащегося;
  • индивидуализация учебных и контрольно-измерительных материалов;
  • предоставление (или отмена) услуг тьютора, ассистента (помощника);
  • смена профиля профессионально-трудового обучения (усложнение или облегчение);
  • дополнительный выходной день;
  • организацию дополнительной двигательной нагрузки в течение учебного дня/снижение двигательной нагрузки;
  • вовлечение в дополнительную занятость;
  • профилактика асоциального (девиантного) поведения обучающегося;
  • направление групповых и (или) индивидуальных коррекционно-развивающих занятий;
  • родительское просвещение по конкретным вопросам;
  • снижение объема задаваемой на дом работы;
  • другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции организации;
  • предоставление дополнительных перерывов для приема пищи, лекарств;
  • направление на ТПМПК для уточнения (смены) образовательного маршрута, получения рекомендаций для профессионального образования;
  • другие условия психолого-педагогического сопровождения в рамках компетенции Организации.

Родители (законные представители) ознакамливаются с результатами обследования, с коллегиальным заключением и рекомендациями. Рекомендации по организации дальнейшего психолого-педагогического сопровождения учащегося реализуются на основании письменного согласия родителей (законных представителей).

Информационные источники:

  1. https://ria.ru/20210430/deti-1730713092.html - РИА «Новости»
  2. http://krfoki.ucoz.ru/index/ustavnye_dokumenty/0-4 - Положение о деятельности Психолого-педагогического консилиума
  3. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72641204/ Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 "Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации"
  4. Материалы ППк МБОУ СКОШИ ЧГО по адресу образовательной деятельности г.Чаковский, ул.Приморский бульвар, д.24.
Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение 1.doc)Приложение 1.doc33 Кб