Духовно-нравственное развитие обучающихся с ОВЗ через проектную деятельность

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Шевченко Любовь Юрьевна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СО "Новолялинская школа", Новая Ляля

На сегодняшний день большинство педагогов уже не смущают такие слова, как «проект» или «проектная деятельность». Эти составляющие учебной деятельности вошли в образовательный процесс повсеместно и стали многим из нас доступны и понятны, а для некоторых и интересны…

В данной статье мне бы хотелось поделиться опытом своей педагогической практики, где проектная деятельность подытоживает результаты нашей работы в рамках создания Книги памяти «России верные сыны».

В преддверии празднования 75-летия Победы мы провели анкетирование среди родителей наших воспитанников и мониторинг среди детей с целью определения степени знаний о войне 1941-1945гг. и участия в ней старшего поколения их семей.

В результате проведенной работы выявили проблему:

  1. Родители воспитанников знают об участии старшего поколения их семей в Великой Отечественной войне, но знания ограничены и многие не имеют документальных подтверждений.
  2. У детей недостаточное представление о судьбах своих прадедов, участвовавших в Великой Отечественной войне.

Эта проблема и побудила нас разработать познавательно-исследовательский проект по созданию Книги памяти «России верные сыны» родственников обучающихся ГБОУ СО «Новолялинская школа».

Мы предполагаем, что написанная нами Книга памяти как символ мужества и героизма воинов, символ памяти, способствуют объединению людей разных поколений, символ вечного долга сегодняшнего поколения перед подвигами прадедов играет огромную роль в истории нашего небольшого городка на Урале Новая Ляля.

Цель проекта:

  1. Вовлечение родителей и детей в исследовательскую деятельность по сбору информации, документальных подтверждений о родственниках – участниках Великой Отечественной войны.
  2. Создание условий для ознакомления детей с героическим прошлым своих предков (прабабушек и прадедушек) и всего нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
  3. Воспитание у детей патриотических и духовно-нравственных чувств, уважения и благодарности к защитникам Родины.

Задачи проекта:

  1. Расширять общий кругозор детей, формировать элементарные знания о событиях Великой Отечественной войны на основе ярких представлений, конкретных исторических событий, подвигах их предков (прадедушек и прабабушек).
  2. Организовать участие родителей в сборе информации о судьбах ветеранов своей семьи.
  3. Информацию собрать и оформить Книгу памяти «России верные сыны» с портретами и описанием подвигов и героическим прошлым своих прадедушек и прабабушек.

Участники проекта: учителя ГБОУ СО «Новолялинская школа», администрация школы, ученики всех классов, родители обучающихся.
Срок реализации проекта: проект рассчитан на реализацию с мая 2020 по май 2021 г.
Тип проекта: долгосрочный, познавательно-исследовательский.
Обеспечение проектной деятельности: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273 – ФЗ.

Этапы реализации проекта:

1. Подготовительный:
- обсуждение плана интересных дел на новый учебный год, обращение к календарю знаменательных дат.
Возникновение проблемы: что означает дата 9 мая? Почему война называется Великая Отечественная? Почему о ней помнят до сих пор, День Победы считают великим праздником и хотят, чтобы об этом дне помнили потомки участников войны, живущие уже в мирное время?
- анкетирование родителей (законных представителей) с целью выявления степени знаний о своих родственниках – участниках ВОВ и их судьбе;
- мониторинг по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию детей, с целью определения степени знаний о войне 1941-1945гг. и участие в ней старшего поколения их семей;
- составление плана работы;
- сбор информации о ветеранах, участниках ВОВ членов своей семьи.

2. Практический (реализация проекта):
Проявление интереса к проблеме, обращение к предстоящему празднованию 75-летия Победы и к теме: «Что я знаю о Великой Отечественной войне?»
Обсуждение возможности участия в событиях, связанных со знаменательной датой и желания больше знать о ней.
Результатом проделанной работы стало появление вопроса: были ли среди наших родных участники и свидетели событий Великой Отечественной войны? Если вся страна встала на защиту Родины, то и среди моих предков есть защитники и герои?
Наверняка в классе у кого-либо найдётся солдатская фотография и боевые награды.
Осуществление проекта в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом школьного образования через интеграцию в образовательные области.
Проектным продуктом стали воспоминания, оформленные в Книгу памяти.

Формы и методы работы:
- Информационные часы по темам:
«Пионеры – герои»,
«Партизаны Великой Отечественной. Кто они?»,
«Боевые награды Родины»,
«Книга Памяти» города Новая Ляля»,
-Чтение и обсуждение литературных произведений военной тематики.
-Экскурсионные программы — посещение музея г. Новая Ляля, посещение музея МАОУ СОШ №1.
-Встречи с участниками и свидетелями событий.
- Участие в акциях: «Блокадный хлеб», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк».

3.Работа с родителями:
Родители учащихся также знакомятся с темой и планом работы, получают информацию о результатах деятельности учащихся, присутствуют в классах на мероприятиях. Сбор информации о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла, участников событий ВОВ – родственников обучающихся для создания Книги памяти «России верные сыны»; помощь родителей в оформлении Книги памяти «России верные сыны».

4.Итоговый: подведение итогов работы над проектом.
Торжественное мероприятие с приглашением старшего поколения семей, а именно, ветеранов, прадедушек и прабабушек, дедушек и бабушек, презентация Книги памяти «России верные сыны» в каждом классе, выставка фотографий прадедушек и прабабушек — участников Великой Отечественной войны на тему: «Я горжусь! Я помню!».
Музыкальный праздник «Дню Победы посвящается»: песни на военную тематику, стихи о героях, о Дне Победы, о тружениках тыла.
Продукты проекта:
- Книга памяти «России верные сыны»;
- тематические выставки художественной литературы в кабинетах.

Ожидаемый результат:
В результате работы над проектом дети познакомились с историей семьи и судьбой своих предков – участников военных событий, а также они выражали осознанное уважение к заслугам и подвигам родственников, прабабушек, прадедушек и всех воинов Великой Отечественной войны. К родителям же пришло осознание важности духовно-нравственного и патриотического воспитания детей, возрос интерес к истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.

Проект стал мощным импульсом к поиску и сохранению героического наследия об участниках Великой Отечественной войны в каждой семье обучающихся ГБОУ СО «Новолялинская школа».

Светлая память, уважение и гордость за своих предков, за подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны будет передаваться из поколения в поколение.

Чувство любви к своей семье, к родному городу, к своей Родине — это и есть начало патриотизма, который рождается в познании, а формируется в процессе целенаправленного воспитания.