Игровая деятельность как средство формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста на уроках английского языка

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Повалюхина Наталья Вячеславовна, учитель английского языка, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Анализ учебной деятельности обучающихся с ОВЗ, особенностей их общения друг с другом, с учителем, свидетельствуют о том, что у обучающихся недостаточно хорошо развиты коммуникативные способности. С моей точки зрения, одним из наиболее эффективных средств развития коммуникативных навыков является игра, она снимает психическое напряжение, способствует развитию памяти, внимания и мышления, раскрывает творческий потенциал и делает учебный процесс доступным и интересным.

К сожалению, готовность к обучению иностранному языку у детей с ОВЗ несколько снижена, что обусловлено низкой познавательной активностью, недостаточностью внимания, памяти и мышления. Специфика обучения иностранному языку детей с ОВЗ предполагает большое количество игрового, занимательного материала.

Кратко хочу рассказать об игровых приёмах, которые я использую на своих уроках. Игры бывают: грамматические, лексические, фонетические, орфографические и творческие. У обучающихся начальной школы я чаще всего использую на своих уроках лексические, фонетические с элементами творчества и воображения игры. Для детей среднего звена мною больше применяются игры грамматического содержания. Далее поподробней хочется остановиться на играх для обучающихся младшего школьного возраста.

Я успешно использую игровые методы при изучении темы «Животные», когда применяю мягкие игрушки животных и рассказываю про это животное на английском языке (применяя заданный шаблон, который предлагается в учебнике). Например: I am a dog. My name is Jack I am seven. I live in London. Затем предлагаю одному из учеников рассказать подобный рассказ, придумав свою кличку, возраст, место проживания и данные о семье для загаданного животного, а остальные дети должны перевести его рассказ на русский язык.

Детям очень нравится игра «Отгадай животное», когда один из учеников загадывает какое-либо животное и рассказывает о себе такие предложения по-английски: «Я умею плавать, я не умею летать, я зеленого цвета, я живу в реке, Кто я?» Ученики с удовольствием отгадывают.

Игровые методы я применяю, когда изучаем тему «Цвета» с использованием таких заданий, как «Опиши цвет своей одежды», «Назови цвет предмета», «Цветик-семицветик», «Опиши картинку».

При изучении темы «Цифры» мы играем в подвижные игры с мячом: учащиеся делятся на две команды, первая команда, кидая друг другу мяч, называет чётные, вторая - нечётные числа. Так же при изучении цифр я использую тактильные упражнения, когда учащиеся считают пальцы, сгибая и разгибая их.

Еще детям нравится такое задание, когда я называю им номер страницы, при этом все команды я произношу на английском языке: «Open your books, page № 27», то ребята наперегонки начинают соревноваться, кто быстрей откроет нужную страницу. Далее я даю следующую команду : «Tell me, please, what can you see here? ». Дети отвечают: «I can see a dog, a cat, an elephant...»

Учитывая то, что у обучающихся с ОВЗ наступает быстрая утомляемость и истощаемость во время урока, что приводит к потере работоспособности, возникают затруднения в усвоении учебного материала, мною широко применяются различные физкультминутки. Их многообразие я беру из Интернета, причем можно подобрать такую разминочку, которая бы закрепляла тот или иной лексический материал, который мы изучаем на данный момент.

Например по теме «Глаголы движения и счет», я провожу разминку : « One, one, one – little dog run», по теме « Мебель» разминочку: «Point to the window» и др.

С помощью физкультминутки «Head and shoulders» мы закрепляем тему «Части тела».

Дети очень любят, как красиво звучит считалочка про индейцев, с помощью которой мы закрепляем счет до 10: «Ten little Indians» и др.

Сюжетно-ролевые игры использую при реализации темы «Знакомство». Обучающимся предлагается почувствовать себя в роли мультгероя, чтобы рассказать о себе (имя, возраст, место жительства, хобби). А остальным ребятам нужно отгадать, о каком герое шла речь, и загадать и рассказать о своем любимом герое.

Так как многие упражнения в английском языке способствуют расширению словарного запаса у обучающихся, мы изучаем песни, стихи и рифмовки. Практика показала, что обучающиеся с ОВЗ легко и прочно запоминают небольшой по объёму языковый материал и хорошо воспроизводят его. Также в этом возрасте преобладает непроизвольное запоминание, дети хорошо и быстро запоминают то, что интересно и вызывает эмоциональный отклик. Внеурочная деятельность реализовывалась через кружок «Занимательный английский», в результате работы мы с ребятами поставили и показали сказку на английском языке «Репка».

На своих уроках я широко использую мультимедийные средства обучения, в частности, при изучении английского алфавита включаю серию «Уроков тетушки Совы». Практически на каждом уроке использую аудиоприложение к учебнику английского языка «Enjoy English» М.З Биболетова, Н.В Добрынина, изд.Титул, 2018г. В заключение хочется отметить, что использование игрового метода обучения, как достаточно интересного и эффективного, помогает мне решать поставленные методические задачи и способствует формированию и развитию коммуникативных навыков у обучающихся начальных классов.

Литература

  1. Английский язык (2-4 классы) Материалы для коррекционно-развивающих занятий с учащимися, Е. Н. Попова, изд. «Учитель»- 2017.
  2. Театрализованные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке(1-4классы), Е. В. Дзюина, Москва, «Вако»,2016г.-176с.
  3. Английский для дошкольников, О.Б Уланова, Москва, изд. «Академия», 2018г.-160с.
  • 00001
  • 00002
  • 00003