Использование пескотерапии в коррекционной работе с обучающимися с ТМНР (тяжелыми множественными нарушениями развития)

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Жукова Марина Михайловна, учитель-дефектолог, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

Предметно-практическая деятельность занимает важное место в системе коррекционно-педагогической работы с «детьми с особыми образовательными потребностями». Их особенностью является то, что в процессе организации и проведения занятий решаются задачи, как обогащение чувственного опыта, необходимого для полноценного восприятия окружающего мира и накопления сенсорного опыта, так и коррекционно-развивающие. Игра с песком - это естественная и доступная для каждого обучающего форма взаимодействия.

Пескотерапия - этот необычный вид Арт искусства называется Sand art, т.е. «искусство песка». Цель песочной терапии - стабилизация и гармонизация психоэмоционального состояния и развития высших психических функций. Поэтому этот метод терапии принадлежит к числу эффективных средств коррекции и все чаще его применяют в специальной педагогике. Когда-то великий педагог Константин Дмитриевич Ушинский сказал: «Самая лучшая игрушка для детей – это кучка песка!». Ведь в процессе рисования песком повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Когда пальцы касаются песка, через нервные окончания в мозг поступают сигналы, стимулирующие его работу, а свойства песка - мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают в процессе рисования расслабляющее и снимающее стрессы медиативное состояние.

В работе с обучающимися с ТМНР я использую элементы пескотерапии. На занятиях использую как сухой речной песок, так и кинетический. Опираюсь на разработки: Т.В. Ахутиной, З.М. Богуславской, О.И. Бочкаревой, Н.Н. Васильевой, А. Викторовой, Н.К. Винокуровой, Р.Р. Калининой, Т.С. Комаровой, К.В. Тарасовой.

Доказано, что работа с песком - не только замечательный способ эмоциональной терапии, умении расслабляться, снятие эмоционального напряжения у тревожных, агрессивных и гиперактивных обучающихся, но и отличный, достаточно активный отдых. А используя в дополнение к песку различные природные материалы: шишки, морскую гальку, семена, ракушки, перья и др., камешки Марблс, тематические игрушки - наборы животных, наборы геометрических фигур, игрушки от киндер-сюрпризов т.д. – мы можем тренировать у обучающихся мелкую моторику рук, координацию движения, пластику, которая стимулирует мыслительные процессы, улучшает память, внимание, восприятие, образно-логическое мышление и пространственное воображение, развивает речь. Это также развитие творческого потенциала, раскрытие их уникальных способностей, и формирование коммуникативных навыков.

Учитывая, что дети с ОВЗ нуждаются в положительном эмоциональном подкреплении, подбираю упражнения, предваряющие основную коррекционную работу и помогающие позитивно настроить обучающихся. На начальном этапе «знакомства с песком» наиболее эффективен прием - пассивные движения, когда ребенок под действием педагога «рука в руке» производит движения рукой или кистью по песку. Здесь не нужны четкие линии изображения предмета.

Использую такие варианты упражнений:

  1. «Здравствуй, песок» - это легкие прикосновения, медленное растирание в ладошках, пересыпание из руки в руку, и т.д. Затем обучающийся погружает руки в песок, а его ладошки «выныривают» на поверхность и легкими движениями стряхиваются песчинки.
  2. «Необыкновенные следы» - для развития тактильной чувствительности и воображения. Оставляем следы: «Идут слонята» - кулачками и ладонями, «Прыгает кошка» - кончиками пальцев, «Ползут змейки» - расслабленными или напряженными пальцами рук и т.д., следы от разных игрушек.
  3. «Песочный дождик» - для регуляции мышечного напряжения, расслабления.
  4. «Песочный круг» - рисуем круг и украшаем его различными предметами: камешками, семенами, ракушками, пуговицами и т.д. Затем их можно посчитать, рассортировать, закопать и т.д.
  5. «Песочный ветер» - для развития диафрагмального дыхания (вдох-выдох). Использую одноразовые трубочки для коктейля, дышим через трубочку, не затягивая в нее песок. Выдуваем углубления и ямки на поверхности песка, сдуваем песок с игрушек, фигур, картинок - присыпанных песком.
  6. «Песочное рисование» - мы рисуем пальцем, ладонью, ребром ладони, палочкой, различными кисточками, трубочками и др.
  7. Игры: «Угадай на ощупь», «Секретики», «Строители», «Сухое - мокрое», «Заборчики», «Узоры на песке» (как на сухом, так и на мокром), «Сделай как я», «Кто в гости приходил?», «Археолог», «Песочные прятки» и др.

Упражнения и игры можно выполнять с открытыми и закрытыми глазами для усиления кинетических ощущений. В играх с кинетическим и влажным песком: скатывание шарика, расплющивание его в лепешку, формирование «колбаски», «горки», использование пластиковых форм для получения различных объемных построек и изображений на песке. Кинетический песок эффективен при работе с гиперактивными, застенчивыми и «зажатыми» обучающимися. Кинетический песок эффективен не только как метод песочной психотерапии, но и как элемент развивающих занятий с детьми.

Занятия с песком стимулируют познавательный интерес и побуждают обучающегося к активному развитию. В процессе занятий формируется усидчивость, навыки практического экспериментирования с различными предметами, возникают зачатки самостоятельной игры.

Песочная терапия имеет огромное значение для достижения положительного эмоционального фона, поскольку затрагивает чувства обучающегося, вызывает положительные эмоции, снижает негативные проявления (такие как страх, агрессия, тревожность), уменьшает отрицательные эмоции: злость, гнев, обиду, позволяет наладить эмоциональное общение, как со сверстниками, так и с педагогом.