Использование элементов современных технологий при обучении детей с ОВЗ на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Кондрашина Ирина Алевтиновна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СО "Новоуральской школы № 2", Новоуральск

Современный человек должен обладать универсальной способностью к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Как показывает практика, развитие умения связно излагать свои мысли в устной и письменной форме всегда оставалась проблемной стороной учебной деятельности на всех этапах обучения. Особенно остро эта проблема стоит при обучении детей с ОВЗ, у большинства которых наблюдается бедность словарного запаса, использование в речи однообразных синтаксических конструкций предложений, неумение лексико-грамматически и стилистически правильно оформлять материал, недостаточное развитие навыка самоконтроля.

Деятельность современного учителя невозможна без использования современных образовательных технологий в процессе обучения предмету и в воспитательной работе. Поэтому особое место в педагогической деятельности учителя при обучении детей с ОВЗ занимает изучение и внедрение в образовательный процесс элементов современных технологий обучения.

Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Например, при изучении любой темы в качестве рефлексии эффективно использовать приём «синквейн». Интересно использование синквейнов и в качестве средства творческой выразительности. Небольшой объем творческой работы позволяет рационально использовать время на уроке. Синквейны также полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

На стадиях осмысления содержания и рефлексии эффективны на уроках виды работ: заполнение кластеров, таблиц, ведение записей типа дневников, бортовых журналов, маркировка текстов с использованием значков «*» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - есть вопросы (инсерт). Например, учитель читает фрагмент лекции, учащиеся записывают в бортовой журнал значки подобным образом (даю им на это две минуты).

Использование технологической карты, схемы по умению учащихся оценивать самих себя, одноклассников и даже учителя.

Данный материал не только помогает определить группы учащихся, нуждающихся в помощи, но и служит поводом для оценки учителем конкретного этапа своего собственного труда.

Проектная деятельность позволяет удовлетворить важные потребности подростков, в том числе чувство взрослости, проявляющейся в потребности уважения, самостоятельности, доверительном отношении со стороны взрослых. Проектная деятельность, опираясь на существующие интересы обучающихся, позволяет повысить качество обученности учащихся.

Кроме того, на уроках русского языка и литературы эффективно использование различных видов работы с текстом, делая акцент на групповые формы работы с использованием информационно-коммуникационных технологий (комплексный анализ текста).

ИКТ используется на разных типах уроков:

  • при изучении нового материала (совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков при выполнении тренировочных заданий, как для групповой, так и для индивидуальной работы);
  • на уроках обобщения (использование разнообразного иллюстративного материала: кластеров, таблиц, опорных конспектов, алгоритмов по теории языка, орфографии, пунктуации);
  • на уроках – лекциях (сведения о языке, выдержки из работ лингвистов, словарные статьи);
  • на контрольных уроках и уроках-зачётах.

На уроках литературы ученики выполняют задания творческого характера (например: оформление сборника стихов любимого поэта с использованием технологий обработки информации исследовательского характера), создают проекты, составляют обобщающие таблицы по теории литературы, создают коллаж по творчеству писателя, работают с литературоведческой статьёй при поддержке учителя.

Выбор образовательных технологий зависит от того, какие цели поставлены перед учениками. Цель современного урока - формирование таких навыков, которые ведут к мотивации обучения, то есть осознанному получению знаний, умений и навыков, учат быть успешным, повышают самооценку.

В качестве дидактического материала на уроках русского языка используем образцовые тексты различных стилей, типов и жанров, отражающие жизнь, побуждающие думать, анализировать, оценивать, способствующие приобщению учеников к красоте русского слова, повышению общей и речевой культуры. На уроках литературы обучающимся предлагаем задания, ориентированные на живое общение, моделирование ситуаций, опирающиеся на личностный опыт, побуждающие к размышлению, обмену идеями, мнениями, что способствует развитию умения творчески оформлять и доносить до аудитории необходимую информацию, а также навыков монологической и диалогической речи.

В настоящее время процесс обучения русскому языку и литературе обучающихся с ОВЗ – это применение элементов современных образовательных технологий с учетом особенностей обучающихся, развивающих их познавательную активность и мыслительную деятельность, умение ориентироваться и перестраиваться в быстро меняющемся обществе.