Особенности подготовки обучающихся с нарушением зрения к сдаче комплекса ГТО

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Сардин Роман Андреевич, учитель физической культуры, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

В статье определена необходимость повышения значимости Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО) как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и инвалидностью.

Нормативные испытания (тесты) разработаны и подразделены в соответствии с нозологией. Гибкость – одно из основных качеств человека, одно из шести качеств, которое сдаётся на каждой возрастной ступени ВФСК ГТО. Хорошая гибкость необходима каждому человеку в процессе жизнедеятельности. Учитывая психофизические особенности обучающихся с нарушением зрения, развитие гибкости осуществлялось с помощью адаптированной подвижной игры Пирамида, для сдачи испытания наклон вперёд из положения седа.

В «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года» обозначены задачи:

  • обеспечить условия для занятий физической культурой и спортом, спортивной реабилитацией для лиц с ОВЗ и инвалидов;
  • повысить эффективность ВФСК ГТО как инструмента вовлечения населения в регулярные занятия физической культурой и спортом.

Достижение указанных  задач предлагаю осуществлять через массовое вовлечение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, в том числе с нарушением зрения, к сдаче нормативов ВФСК ГТО.

Для всех лиц с ОВЗ тест на гибкость выполняется из положения седа.

Описание теста: участник в спортивной форме, позволяющей судьям определить выпрямление ног в коленях (шорты или обтягивающие спортивные брюки), без обуви выполняет наклон из положения седа на гимнастическом ковре с прямыми ногами в коленях и ступнями ног вертикально расположенными вместе с упором в специальное оборудование.

По готовности участника судья подает команду на выполнение теста. Участник выполняет два предварительных наклона вперед, скользя пальцами рук (кисти рук вместе) по линейке измерения. При третьем наклоне участник максимально сгибается и фиксирует результат в течение 2 секунд. Результат фиксируется линейкой с нулевым отсчетом в обе стороны от вертикальной линии основания стоп тестируемого. Величина гибкости измеряется в сантиметрах со знаком «-» и «+».

Результат не засчитывается если:

  • ноги согнуты в коленях;
  • фиксация осуществлялась пальцами одной руки;
  • отсутствовала фиксация результата в течение 2 секунд;
  • участник начал выполнение теста без команды судьи.

Гибкость – способность человека выполнять движения с большой амплитудой. В процессе жизнедеятельности гибкость для человека имеет большое значение.

Значение гибкости для лиц с нарушением зрения:

  • обеспечивает рациональную работу опорно-двигательного аппарата;
  • обеспечивает безболезненную свободу движений;
  • определяет состояние позвоночного столба, что прямо влияет на осанку и походку;
  • улучшает координационные способности.

Первая и вторая ступени ВФСК ГТО совпадают с сенситивными периодами развития гибкости у обучающихся с нарушением зрения.

Учитывая психофизические особенности данной категории обучающихся, гибкость следуют развивать преимущественно с помощью подвижных игр. Обучающиеся с нарушением зрения должны получить допуск медицинских специалистов (педиатра и офтальмолога) к подготовке и сдаче ВФСК ГТО. В сентябре на занятиях физической культурой обучающиеся с нарушением зрения проходят предварительное тестирование и определяют для себя испытания по выбору, которые необходимо выполнить для получения знака отличия Комплекса ГТО.

Испытание на гибкость – наклон вперёд из положения седа развивался в основном с помощью адаптированной подвижной игры Пирамида.

Подвижная игра пирамида.

Площадка и инвентарь: на пол кладется гимнастический мат (плоский мягкий модуль), игрок садится на край гимнастического мата, в положении сед ноги врозь, впереди игрока лежит обруч, между игроком и обручем пластиковые стаканы.

Описание: по сигналу игрок двумя руками берёт один стакан и ставит его в обруч, второй стакан ставит рядом с первым, а третий на первый и второй, так что бы получилась пирамида.

Возможные варианты игры: один игрок собирает и разбирает пирамиду; один игрок собирает пирамиду, другой разбирает. Можно играть под музыкальное сопровождение для создания положительных эмоций.

Методические указания: сед ноги врозь, ноги не сгибать, после каждого поставленного стакана выпрямляться. Наклоны выполнять плавные, без рывков. Для начала обруч кладут ближе к игроку, при этом сед ноги врозь шире плеч, постепенно обруч отодвигают от игрока, так что бы игрок соединил ноги и тянулся за стопы. При этом стаканы пластиковые стоят справа (слева) от игрока.

Рекомендуемое количество пластиковых стаканов 3, 6 и 10, чтобы получалась пирамида.

Определение победителя: игрок получает одно очко за правильно выстроенную пирамиду, одно очко за выполнение задания без сгибания ног в коленях, одно очко за выполнение задания первым. Максимально возможное количество очков за один розыгрыш – три.

Цель: Развитие гибкости в игровых условиях.

Задачи: учить выполнять точные движения, воспитывать сосредоточенность, целеустремленность.

Преимущественный вид движений в игре: наклоны, хватательные движения кистями.

Преимущественное проявление физических качеств: ловкость, быстрота, гибкость.

Физиологическая нагрузка: малая.

Адаптированная подвижная игра Пирамида для обучающихся с нарушением зрения первой и второй ступени ВФСК ГТО для инвалидов и лиц с ОВЗ является эффективной при подготовке к испытанию наклон вперед, из положения седа на полу с прямыми ногами.

Для дальнейшего поддержания и развития физического качества гибкость у лиц с нарушением зрения, в следующих возрастных группах ВФСК ГТО, необходимо подбирать и использовать эффективные адаптированные средства.

Литература

  1. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО): документы и методические материалы / Н.В. Паршикова [и др.]. – Москва : Спорт, 2016. – 208 с.
  2. Организация работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья /под ред. Лалетина Н.В. – Красноярск : Центр информации, 2014. – 176 с.