Применение игровых приёмов для развития связной речи на уроках у обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Барагузина Любовь Васильевна, учитель, МАОУ "Адаптивная школа-интернат "Ступени", Пермь

В статье представлены игровые приёмы, применяемые в обучении детей с умеренной умственной отсталостью для развития речи. Статья предназначена для учителей-дефектологов, учителей-логопедов.

Ключевые слова: Умеренная умственная отсталость, развитие речи, игра, круги Луллия, игры с фонариком

Проявления интереса к уроку обучающихся с умеренной умственной отсталостью можно добиться путём применения новых, современных, или, как их сейчас называют, инновационных технологий в обучении. На своих уроках я успешно применяю многие из известных на данный момент нововведений, одним из которых являются новые дидактические игры.

Положительные эмоции, которые возникают у ребёнка с умеренной умственной отсталостью во время игры, активизируют деятельность ученика.

Предлагаю вашему вниманию игровые задания и упражнения, созданные на основе «кругов Луллия». Игровые пособия могут использоваться при закреплении артикуляционных упражнений, коррекции звуковой стороны речи, для развития лексико-грамматических категорий и связной речи у обучающихся с умеренной умственной отсталостью. Круги Луллия – одно из средств развития речи у детей с умеренной умственной отсталостью.

Работа с «Речевыми кругами Луллия» ведётся:

  • на уроках по развитию речи;
  • в игровой деятельности вне занятий;
  • в самостоятельной деятельности детей.

Игры на развитие связной речи

Цель игр:

  • совершенствование навыка речевого общения, правильного построения предложений;
  • закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания;
  • формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности.

Игровые круги по разным лексическим темам:

  • «Что растет на дереве?»
  • «Что растёт на грядке?»
  • «Какие животные живут в жарких странах?»
  • «Кто живёт в лесу?»
  • «Кто живёт на ферме?»
  • «Кто это? Что это?»

Пособие состоит из двух кругов, которые соединяются посередине и крутятся.

Детям задаются вопросы, например, по теме «Что растет на грядке?». Ребёнок крутит круг и учится отвечать полным ответом, например: «На грядке растет чеснок» — и т.д. Далее задаем вопрос, какого цвета он, какой на вкус.

С играми по составлению предложений «Кто что делает» очень хорошо работают дети с умеренной умственной отсталостью и с расстройствами аутистического спектра.

Например:

  • «Что надевает Маша?»
  • «Что купила девочка в магазине?»
  • «Что кушает мальчик?»

Такие игровые пособия можно разработать по разным темам для уроков развития речи.

Игры с фонариком

Автором «Игр с фонариком» является Коняхина Наталья Анатольевна (город Обнинск), которая и подала мне идею разработки разных игр «с фонариком» для уроков развития речи. Идея использовать фонарик в качестве подсветки обратной стороны картинки оказалась просто волшебной! Ничего сложного, а эффект сногсшибательный. Дети с таким вниманием реагируют на эту игру. Процесс автоматизации и дифференциации звуков, закрепление пройденного лексического материала, отработка предлогов и еще много какие педагогические задачи можно с интересом решать при помощи этой серии игр.

Например, игра «Съедобное, несъедобное».

Цель игры: развивать внимание, умение сосредотачиваться на определенном предмете, быстроту мышления. Научить детей за короткое время делить предметы на две категории: съедобное и несъедобное.

Правила игры: Дети полетели на отдых, в аэропорту не пропускают чемоданы с пищей, нужно взять картинку с чемоданом, просветить ее фонариком и определить, какой предмет находится в чемодане (съедобный или не съедобный) можно ли нам взять его с собой.

Использование данных игровых приёмов на уроках у обучающихся с умеренной умственной отсталостью повышает мотивацию к учебной деятельности, эти игровые приёмы способствуют развитию связной речи у данной категории детей.