Применение инновационных технологий в образовательном процессе обучающихся с ЗПР

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Жулякова Татьяна Ильинична, учитель начальных классов, Ожегова Наталья Леонидовна, учитель начальных классов, Верхнетагильский центр ППМСП, Верхний Тагил

«Наша школа должна быть открыта для всего нового, должна идти в ногу со временем и при этом сохранять свое уникальное лицо, свои корни, те ценности, которые веками закладывались в обществе, должна не только учить, но и воспитывать человека и гражданина» В.В.Путин

Внедрение новых педагогических и информационных технологий играет большую роль в повышении качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации и задачами 16 национальной инициативы «Наша новая школа» предусмотрено расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения.

Для того чтобы достичь позитивных результатов, обучение в нашей школе ведётся на доступной основе с опорой на интерактивные методы обучения. В своей педагогической деятельности используем следующие методы обучения:

  • технология разноуровневого обучения;
  • игровые технологии, творческие задания;
  • технология проблемного обучения;
  • проектная деятельность;
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии.

Данные технологии обучения заставляют ученика мыслить, анализировать, делать выводы, что соответствует современным требованиям урока. ФГОС НОО нацеливает нас на развитие творческих способностей, а не только учебных достижений обучающихся с ЗПР. Кабинеты, в которых осуществляется учебный процесс, оснащен всем необходимым для реализации поставленных целей.

Особенно актуальна в нашей школе, где обучаются дети с задержкой психического развития, технология разноуровневого обучения. Это технология в рамках которой предполагается разный уровень усвоения учебного материала, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого обучающегося.

Игровую технологию используем:

  • в качестве самостоятельной технологии для освоения понятий, темы, раздела учебного предмета;
  • в качестве урока или его части;
  • как технологию внеклассной работы.

Организуем групповую работу обучающихся на уроке из двух, трех человек в сочетании с другими формами деятельности, что способствует повышению эффективности обучения в целом, помогает воспитанию ответственности, самостоятельности, творческой активности.

Групповая работа на уроке даёт определенный эффект как в повышении успешности обучения, так и в развитии и формировании универсальных учебных действий.

Под нашим руководством обучающиеся готовят творческие проекты. Как итог работы были созданы проекты: «Пернатые друзья», «Моя малая родина», «Оригами», «Почему желтеют листья?»
Организуя проектную деятельность, ставим следующую цель: создать условия для самовыражения, самореализации каждого ученика и для развития самостоятельной деятельности.

Цель эта может быть достигнута:

  • через проживание детьми ситуации успеха не на словах, а на деле, через чувство собственной значимости, успешности, способности преодолевать различные проблемные ситуации;
  • через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания. Поэтому все обучающиеся класса участвуют в проектной деятельности в зависимости от своих возможностей и способностей.

Проектная деятельность позволяет мне находить способы развития индивидуальности и самостоятельности детей с ЗПР, а детям дают возможность попробовать себя в самых разнообразных ролях, способах трудовой, художественной, сочинительской, режиссерской, организационной и другой деятельности.

В ходе проектной и исследовательской деятельности формирую следующие способности:

  • рефлексировать;
  • целеполагать (ставить и удерживать цели);
  • планировать;
  • проявлять инициативу при реализации идеи проекта;
  • вступать в коммуникацию.

Одной из приоритетных задач современного коррекционного образования является сохранение и укрепление здоровья обучающихся с ОВЗ. Главной целью является воспитание культуры здоровья и формирование определенных знаний, умений и навыков, необходимых для обеспечения здорового образа жизни. Этот вид технологии предполагает включение в урок проведение физкультминуток, которые способствуют повышению общего тонуса и снятию психоэмоционального напряжения.

Проведение динамических пауз позволяет коррегировать эмоциональные и поведенческие проблемы и создает благоприятную атмосферу. Включает в себя подвижные, пальчиковые и хороводные игры, массаж лица и кистей рук, ритмические упражнения.