Развитие зрительного и слухового восприятия у обучающихся с ТМНР посредством аудиального чтения в рамках коррекционного курса "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Смирнова Анна Евгеньевна, учитель обучения на дому, ГБОУ СО "Карпинская школа-интернат", Карпинск

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации неговорящие обучающиеся с ТМНР оказываются в большой зависимости от коммуникативных партнеров. Поэтому так важно, опираясь на сохранные анализаторы, а именно зрение и слух, научить их альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации. Учебным планом нашей образовательной организации предусмотрен коррекционный курс «Развитие психомоторики и сенсорных процессов». Данный коррекционный курс включает в себя несколько направлений, все они нацелены на обогащение чувственного опыта обучающихся через совершенствование работы всех видов анализаторов.

С целью развития слухового и зрительного восприятия, памяти, а также формирования слуховых и зрительных связей применяю:

  • методику пиктограмм (невербальные средства коммуникации);
  • аудиальное «чтение» коротких рассказов и сказок.

Опытом работы с пиктограммами я делилась на прошлом семинаре. Аудиальное чтение - следующий вид работы, который я использую с целью развития слухового и зрительного восприятия и памяти.

При обучении аудиальному чтению обучающихся данной категории акцент делается на то, что важнейшей задачей обучения является не собственно ознакомление их с художественной литературой, а знакомство со сказками, потешками, стихами, песнями, короткими рассказами для формирования умения воспринимать, понимать и воспроизводить услышанное с помощью взрослого и самостоятельно, используя доступные вербальные (голос, звукоподражание) и невербальные средства коммуникации.

Основная цель — развитие зрительного и слухового восприятия, памяти.

Основные задачи:

  • расширять кругозор, пополнять импрессивный словарный запас: обогащать в процессе «чтения» пассивный словарный запас обучающихся, связанный с содержанием социального (эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового) опыта.
  • Развивать мотивационную сферу для слушания и самостоятельного чтения книг-картинок в специально созданных ситуациях общения.
  • Прививать первичные ценностные представления обучающихся к книгам, иллюстрациям, картинкам и аудиоматериалу.
  • Приобщать детей пользоваться словом-жестом в доступных для них ситуациях.
  • Создавать интерес как к визуальному и аудиальному процессу.

Подготовку к аудиальному чтению я разделила на несколько направлений:

Работа с картинками: «Чтение» изображений на картинках, картинах и пиктограммах. (приложение 1)

  1. Называние и показ педагогом слова и показ соответствующей слову картинки. Многократное повторение слова для запоминания изображенного на картинке. Называние педагогом слова и поиск обучающимся картинки, соответствующей названному слову.
  2. Называние педагогом фразы, показ соответствующей фразе картинки. Многократное повторение фразы для запоминания изображенного на картинке. Называние педагогом фразы, поиск обучающимся картинки, соответствующей услышанному.
  3. Составление педагогом коротких рассказов из изученных слов. Многократное повторение рассказов для запоминания, изображенного на картинке. Подбор обучающимся картинок по услышанному рассказу.

Работа с чистоговорками (приложение 2).
Показ картинки с проговариванием чистоговорки. Многократное повторение и показ соответствующей иллюстрации. Подбор обучающимся картинок по слуховому восприятию чистоговорки.

Работа с скороговорками (приложение 3).

  1. Проговаривание скороговорки с последовательным показом картинки на каждое слово. Многократное повторение и показ иллюстраций.
  2. Проговаривание педагогом скороговорки с показом картинки с полным изображением скороговорки.
  3. Подбор обучающимся картинок по слуховому восприятию скороговорки.

Для подготовки к аудиальному чтению использую методическое пособие Н. Созоновой, Е Куциной «Читать раньше, чем говорить» (приложение 1).
После проведения предварительной работы можно переходить непосредственно к аудиальному чтению.

Виды работы:
Чтение коротких рассказов с дополнением текста картинками. В итоге такого прочтения, обучающийся должен запомнить смысл текста и расставить картинки самостоятельно (приложение 4). Уровень самостоятельности зависит от индивидуальных особенностей обучающегося.

Работу по аудиальному чтению сказки (приложение № 5) можно условно разбить на несколько этапов. Продолжительность каждого этапа зависит от зоны ближайшего развития обучающегося.

  • 1 этап. Эмоциональное прочтение сказки педагогом, показ соответствующих сюжетных картинок. Также можно использовать дополнительно аудиозапись сказки, просмотр мультфильма.
  • 2 этап. Рассматривание иллюстраций, проговаривание педагогом фрагмента сказки.
  • 3 этап. Вопросы по содержанию с показом картинки-ответа.
  • 4 этап. Последовательное распределение картинок в соответствии с сюжетом сказки (совместно с учителем).
  • 5 этап. Чтение сказки учителем, подбор обучающимся соответствующих тексту картинок, раскладывание иллюстраций в процессе слушания и восприятия сказки.

Вариативность этапов, их продолжительность определяются особенностями конкретного обучающегося с ТМНР.

Использование и внедрение в процессе обучения активной дифференцированной помощи для обучающихся с ТМНР (интеллектуальными нарушениями) имеет большую социальную и педагогическую значимость. Опыт работы с такими детьми показывает, что при условии целенаправленного педагогического воздействия, обучающиеся с таким диагнозом способны овладеть определенными знаниями, умениями и навыками. А применение в обучении аудиального чтения совершенствуют зрительные и слуховые анализаторы активизирует, развивает его когнитивную сферу.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение.doc)Приложение.doc4823 Кб