Рациональная организация учебной деятельности для обучающихся с ЗПР

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Иванцова Елена Анатольевна, учитель начальных классов, ГБОУ СО "Карпинская  школа-интернат", Карпинск 

Обучающиеся начальной школы с задержкой психического развития (далее - ЗПР) отличаются ослабленным здоровьем, проявляется это высокой истощаемостью  ЦНС, утомляемостью, низкой концентрацией  произвольного внимания и восприятия, что в конечном итоге влияет на успешное овладение АООП. Педагогам, работающим с данной категорией детей в значительной мере приходится учитывать   физиологические и психологические особенности обучающихся,  соблюдая  гигиенические критерии рациональной организации урока или занятия.

Для сохранения стабильного психоэмоционального состояния детей на уроках учителю необходимо соблюдать следующие рекомендации:

  1. Ровный, выдержанный тон в разговорах с детьми, говорить отчетливо, неторопливо, по возможности не повышая голоса,.
  2. Необходимо помнить, что злоупотребление повышением голоса нервирует детей, возбуждает возбудимых.
  3. Спокойные, уверенные движения, отсутствие суетливости, самообладание в разные моменты жизни.
  4. Твердость и уверенность суждений, замечаний и советов детям. Замечания и советы детям имеют психотерапевтическое значение.
  5. Педагог должен выступать перед детьми как личность с сильным характером.
  6. Не смейтесь ни над какими слабостями и ошибками детей, не будьте нетерпеливыми, когда дети проявят неумение, смотрите сквозь пальцы на их намеренное неумение.
  7. Меньше слов. Слишком много объяснять — значит думать за детей, объяснять нужно коротко, ясно, доступным для понимания языком.
  8. Соблюдайте полностью беспристрастное отношение к детям.

       С целью избегания интеллектуального и эмоционального напряжения детей с ЗПР разработаны гигиенические критерии рациональной организации урока.

      Факторы урока

Уровни гигиенической рациональности урока

рациональный

недостаточно

рациональный

нерациональный

1

Плотность урока

Не менее 60% и не более 75-80%

85-90%

Более 90%

2

Количество видов учебной деятельности

4-5

2-3

1-2

3

Средняя продолжи-тельность различ-ных видов учебной деятельности

Не более  8 минут

10-13 минут

Более 15 минут

4

Частота чередова-ния различных видов учебной деятельности

Смена не позднее чем через 7-9 минут

Смена через 10-15 минут

Смена через 15-20 минут

5

Количеств видов преподавания

Не менее 3-х

2

1

6

Чередование видов преподавания

Не позже чем через 9-10 минут

Через 15-20 минут

Не чередуются

7

Наличие эмоциональных разрядок (количество)

2-3

1

нет

8

Мест и длительность применения ТСО

В соответствии с СанПином

С частичным соблюдением гигиенических норм

В произвольной форме

9

Чередование позы

Поза чередуется  в соответствии с видом работы, учитель постоянно контролирует посадку обучающихся

Имеются случаи несоответствия  позы виду деятельности, учитель периодически контролирует посадку обучающихся

Часто не соответствует поза виду деятельности, нет контроля за посадкой обучающихся

10

Наличие, место, содержание и продолжительность динамических пауз

На 15 и 25 минутах урока по 1 минуте из трех лёгких упражнений с 3-4 повторами каждого

Одна   короткая  динамическая пауза в середине урока

Отсутствие динамических пауз

11

Психологический климат

Преобладают положительные эмоции у обучаю-щихся и учителя

Урок эмоционально  индифферентный

Преобладают отрицательные эмоции

12

Момент наступления утомления обучающихся по снижению учебной активности

Не более 35 минут

Не менее 30-35 минут

До 20 минут

Обеспечение оптимальных санитарно-гигиенических условий в кабинете для обучающихся с ЗПР достигается соблюдением воздушно-теплового и светового режимов, обеспечением каждого обучающегося удобной ростовой мебелью, современным оборудованием, грамотной цветовой гаммой интерьера  и доски, качественными учебниками, вовлечением  в образовательную деятельность большего числа сохранных анализаторов, созданием положительного психоэмоционального фона. Все указанные факторы в конечном итоге направлены на   сохранение здоровья обучающихся с ЗПР.

Список литературы

  1. ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, Министерство образования и науки РФ, приказ от 19.12.2014,  №1598.
  2. Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Постановление  главного врача РФ от  28.09.2020 №28.
  3. Локальные акты общеобразовательной организации ГБОУ СО «Карпинская школа-интернат»