Система работы по профориентации младших школьников с нарушениями интеллекта

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Тарасенко Алевтина Михайловна, учитель, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 1", Новоуральск 

Проблема выбора профессии стоит перед подрастающим поколением всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.

Одна из главных задач в учебно-воспитательной работе специальной (коррекционной) школы - социальная адаптация детей с нарушением интеллекта, которая предусматривает формирование социально активной личности, способной осуществить адекватный выбор в профессиональной сфере жизнедеятельности.

Чтобы обучающиеся научились понимать себя, объективно оценивать свои успехи в разных видах деятельности, начинать работу по профориентации необходимо с младшего школьного возраста. В начальной школе эта работа является пропедевтической, однако главная её цель – формирование внутренней готовности к осознанному и самостоятельному выбору жизненного и профессионального пути во взрослой жизни.

Для достижения данной цели детей необходимо познакомить с максимальным количеством профессий, их социальной значимостью и содержанием.

Работа по профориентации в начальных классах проводится путём организации разнообразной учебной и внеурочной деятельности.

В учебной деятельности эта работа проводится на уроках трудового обучения, где учитель обучает различным приёмам труда, прививает трудовые навыки, объясняет детям, в каких профессиях их можно применить. Учитель воспитывает у детей качества, необходимые для выполнения работы: трудолюбие, аккуратность, терпение, уважение к людям труда.

Эта работа продолжается на уроках чтения, русского языка, математики.

На уроках развития речи, где тема «Профессии» рассматривается более подробно, дети составляют рассказы по картинкам, отвечают на вопросы учителя. На всех уроках проводится коррекционная работа с детьми с целью формирования правильного представления о профессиях людей.

Большие возможности для знакомства детей с профессиями появляются во внеклассной работе.

Ежегодно в школе проходит неделя «Мир профессий». Задачи недели — дать обучающимся представления о разных профессиях людей, развивать познавательный интерес, речь и мышление обучающихся; воспитывать у детей трудолюбие, уважение к труду людей.

К этой неделе готовится каждый класс заранее: проводятся экскурсии на предприятия и в здании школы — в кабинет врача, в столовую, библиотеку, мастерские: швейного дела, обувного дела, столярного и слесарного дела. В классе оформляются газеты, выставка рисунков о профессии. Каждый класс представляет выбранную профессию. Дети показывают инсценировки, рассказывают стихи, выполняют игровые задания.

В школе проходят открытые уроки, классные часы о профессиях: «Важная профессия - портной», «Мы строим дом», «Профессия почтальон» и другие. Дети более детально знакомятся с профессией: узнают, какие виды работ выполняет человек данной профессии, какими умениями и качествами должен обладать работник.

Неделя имеет огромное воспитательное значение: дети понимают необходимость труда, у них воспитывается трудолюбие, уважение к труду других людей.

Продолжается работа по профориентации и при ежегодном проведении Недели начальной школы. Всегда в расписании есть День труда. Каждый класс готовит своими руками одну общую творческую работу. Дети повторяют названия материалов, инструментов, правила техники безопасности при работе с ними. Мероприятие воспитывает чувство взаимовыручки, аккуратность, терпение при выполнении изделия. Одновременно развиваются творческие способности детей.

Работа по профориентации продолжается и в группах продлённого дня. Воспитатели организуют работу детей в различных направлениях: беседы о профессиях, конкурсы рисунков и поделок, викторины, игры, инсценировки.

Обучающиеся посещают кружки в учреждениях дополнительного образования (Центр внешкольной работы, Станция юных техников), где они совершенствуют трудовые навыки и умения, способствующие расширению представлений о профессиях.

В учебном процессе и во внеурочной работе вопросы профориентации помогает решать библиотека. Посещая библиотеку, обучающиеся знакомятся с произведениями о профессиях. В библиотеке дети оказывают помощь в ремонте книг. «Книжкин Айболит» помогает воспитывать бережное отношение к книге, аккуратность при выполнении работы, желание трудиться.

Одно из важных направлений в работе по профориентации в начальной школе - работа с родителями обучающихся. Первые профессии, о которых узнает ребенок, - это профессии родителей. Учителя начальных классов организуют встречи с родителями, проводят классные часы «Профессии наших родителей», «Профессии в моей семье». Эти встречи помогают ребятам узнавать о многих профессиях, вызывают чувство гордости за своих родителей, желание познакомиться с другими профессиями. Совместная деятельность педагогов и родителей позволяет развивать творческие способности детей, их мотивацию к трудовой деятельности.

Созданная система работы по профориентации в начальной школе достаточно многогранна, проводится по различным направлениям. Общими усилиями участников образовательной деятельности создаются условия для подготовки детей к осознанному выбору профессии во взрослой жизни, способствующие дальнейшей социализации обучающихся.