Современные подходы и методики в образовании детей с ОВЗ и инвалидностью в дополнительном образовании

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Головлева Маргарита Викторовна, педагог дополнительного образования, ГБОУ СО "Новоуральская школа № 2", Новоуральск

Дети с ОВЗ рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей, с точки зрения их социальной успешности и личностного развития. Расширение образовательных возможностей для детей с ОВЗ является наиболее продуктивным фактором социализации детей в обществе.

Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека. Эти изменения в системе образования вызвали необходимость опираться на подходы и понятия, выработанные современной практикой.

Активизация социальной политики в направлении демократизации и гуманизации общества, развитие национальной системы образования обусловливают поиски путей совершенствования организации, содержания и методик обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями.

Изменение подходов к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья направлено на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи. Кроме этого, развитие инклюзивного образования обеспечивает равные права, доступность, возможность выбора подходящего образовательного маршрута для любого ребенка вне зависимости от его физических и других возможностей.

Существует прямая связь между наличием социально-эмоционального благополучия ребенка в учебном коллективе и его успешностью во всех видах деятельности, в том числе и в дополнительном образовании. Технология социально-эмоционального взаимодействия предполагает работу с педагогами, «нормально» развивающимися детьми и их родителями в системе инклюзивного образования, нацеленную на преодоление отрицательных установок, формирование принятия «особых» детей, понимание их особых потребностей.

В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность, навыки общения с окружающими, преодолевается социальная изоляция, расширяются возможности произвольного взаимодействия со сверстниками. У тех и других формируется определенная степень социальной зрелости и понимание факта (одного из главных признаков инклюзивного образования), что ребенок с ОВЗ не хуже и не лучше других – он такой же, как все.

В работе с проблемными детьми наглядные методы наиболее доступны и важны. При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле. Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

Необходимо не только решать общепринятые в системе образования воспитательные задачи, но и обеспечивать удовлетворение особых потребностей в воспитании применительно к каждой категории лиц с отклонениями в развитии. Формировать отсутствующие по причине отклонений в развитии социальных, в том числе коммуникативных, поведенческих и иных навыков, личностных качеств. Воспитание осуществляется предельно индивидуально, с учетом всех особенностей развития данного ребенка, в процессе сотрудничества педагога и ребенка, детей в группе.

Побудительно-оценочные методы (поощрение, наказание) также реализуются в практически-действенном варианте, сопровождаемом доступным для ребенка словесным поощрением («хорошо», «верно», «молодец»). Педагог, воспитатель никогда не должны повышать голос в общении с ребенком, даже при его порицании. Исключением из этого правила являются только те ситуации, в которых действия ребенка несут опасность его жизни или здоровью.

Непривычно громкий голос педагога, в данном случае является для ребенка сигналом опасности, предостережения.

На занятиях дополнительного образования применяются различные формы обучения. Для достижения эффективного образовательного результата используются индивидуальные занятия. В результате работы в парах и в группах, наблюдается положительная динамика в проявлении личностных качеств обучающихся: взаимовыручка, толерантность, доброта, желание помочь. Дети учатся слышать, слушать и понимать партнёра, учитывать его позицию.

Для достижения поставленной цели, используются информационно-коммуникационные технологии. Применяется информация из электронных ресурсов (инернет-информация) в исследовательской деятельности при разработке проектов, а также при наглядной демонстрации процессов. Совместное изучение интернет-источников при поиске новых идей по различным техникам.

Чтобы сформировать почтительное отношение к традициям и обычаям русского народа, участвуем в тематических выставках. (Пасха, Рождество Христово, «Масленница».) В результате чего раскрываются личностные качества, постигаются определённые морально-нравственные ценности. Дети уважают свой народ, ценят его культуру и духовные традиции. Посещая выставки и конкурсы, дети с ОВЗ общаются с детьми из других школ.

При подготовке к проектной деятельности, предлагается к выполнению каждой работы на занятиях относиться, как к проекту. В процессе подготовки дети самостоятельно находят и используют информацию по заданной теме, сами выбирают эскиз, ищут эффективные способы решения задач, в результате этой деятельности формируется активная учебно-познавательная позиция, самостоятельность, умение оценивать процесс.

Таким образом, создание условий для социально-личностного развития обучающихся с ОВЗ в условиях специальной (коррекционной) школы, средствами декоративно - прикладного творчества, зависит от выбранного организационно-методического обеспечения и правильно организованной педагогической работы.

Педагог, его опыт, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание и умение раскрыть способности каждого ребёнка – это всё и есть главный ресурс, без которого новые требования (ФГОС) не будут реализованы.

Warning: No images in specified directory. Please check the directory!

Debug: specified directory - https://xn----8sbacgoafpfhob7bahedccd4aal4l.xn--p1ai/images/stories/2021/03/golovleva