Санникова Елена Анатольевна, учитель физической культуры и адаптивной физической культуры, МБОУ "Большеусинская С(К)ОШ", село Большая Уса, Пермский край
Сегодня остро стоит проблема социальной некомпетентности учащихся с нарушением интеллекта, а также проблема их трудоустройства после окончания школы.
Важно отметить, что особое положение в системе коррекционно-воспитательной работы с этими детьми занимает физическое воспитание, поскольку физическое состояние и двигательные возможности детей с нарушением интеллекта во многом определяют их общую дееспособность в обучении и в труде, а также компенсаторные возможности организма в преодолении нарушений развития.
Главным показателем готовности к самостоятельной жизни является и правильная, хорошо развитая речь. А мы знаем, что у учащихся с нарушением интеллекта явно недоразвита регулирующая функция речи в организации целенаправленных движений и формируется она только при активной коррекционно-воспитательной работе.
Работа по обогащению словарного запаса, в силу преобладания у детей с нарушением интеллекта пассивной лексики, сопряжена с определенными трудностями при обучении. Перед педагогом неизбежно встает вопрос о выборе адекватного источника пополнения лексикона ребенка.
Для этого мной была разработана система коррекционной работы по формированию словарного запаса у учащихся с нарушением интеллекта через активную двигательную деятельность на уроках адаптивной физической культуры.
Формирование словарного запаса осуществляется в следующих направлениях: знания о строении тела и его частях; знания о пространственной ориентации в спортивном зале; названия спортивного инвентаря и оборудования; знания об исходных положениях; знание пространственных ориентиров; знания понятий, обозначающих элементарные виды движений и умение выполнять их по словесной инструкции; знание подвижных и спортивных игр; знание видов спорта и знаменитых спортсменов.
Некоторые приемы формирования словарного запаса (Приложение 1)
Рекомендации по обучению понимания терминологии:
- Теоретические сведения учащимся сообщаются в начале урока в виде кратких, двух-трехминутных бесед.
- Терминологию следует применять с учётом возраста занимающихся.
- Обязательно ведение учителем словаря терминов.
- Терминология дается одновременно с изучением упражнений.
- Начиная с 1-го класса, для обучения терминологии используются различные способы создания представления об упражнении.
- К изучаемому термину производится подбор иллюстрации с его определением.
- Понимание терминов зависит от оптимального выбора форм и методов его объяснения, которые должны сочетаться с современными средствами обучения.
- Необходимо соединять логический, зрительный и двигательный компоненты в единое идеомоторное представление, которое решается путем последовательной отработки элементов действия, а затем и действия в целом – вначале в материальной форме (выполнение упражнения), затем в речевой (проговаривание схемы движений).
- Важно при обучении двигательным действиям убеждать школьников в необходимости правильного выполнения упражнений с четким проговариванием всех действий для их собственного здоровья.
- При выполнении упражнений нужно учить младших школьников находить свои ошибки и исправлять их. Дети должны научиться выделять главные моменты движения или положения, называя их. Такие задания должны быть короткими, не перегруженными сложностью и объемом.
- Учить детей видеть и слышать ошибки товарищей и использовать эту информацию, формируя правильную технику и речь.
- На уроках предоставлять возможность учащимся чаще высказываться, применять активные формы ведения занятий (выполнение упражнений и организация подвижных игр с речевым сопровождением). Особое внимание при этом обращать на молчаливых, замкнутых учеников, на тех, кто сомневается в своих знаниях.
- Для осуществления контроля понимания терминологии на уроках физической культуры применяются разработанные тестовые задания, которые эффективны в формировании словарного запаса учащихся.
- Категорически запрещается в резкой форме показывать детям их недостатки. Во время коррекционной работы по формированию словарного запаса должна быть доброжелательная атмосфера сотрудничества учителя и ученика. Команды и распоряжения должны подаваться спокойным уравновешенным тоном. Произнесенное слово и технически грамотно выполненное движение неразрывно связаны между собой.
Итак, работа по формированию словарного запаса у детей с нарушением интеллекта через активную двигательную деятельность на уроках адаптивной физической культуры, осуществляемая в определенной системе, развивает понимание и практическое употребление слов, представляющих разные лексико-грамматические категории, ускоряет процесс развития их речевых навыков, а также помогает в планировании речевой деятельности учащихся.