Обобщение опыта организации дистанционного обучения в МБОУ СКОШИ ЧГО

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Оганичева Наталья Владимировна, заместитель директора по УВР, МБОУ СКОШИ ЧГО, Чайковский, Пермский край

Актуальность IV четверти 2020 года для всех образовательных организаций — дистанционное обучение. Дистанционное обучение – взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Новые требования к организации обучения потребовали незамедлительного решения администрацией школы и педагогическим коллективом ряда вопросов:

  • как обеспечить стопроцентное включение детей с ОВЗ в процесс обучения?
  • как организовать дистанционное обучение для учащихся с ОВЗ с максимальной эффективностью?
  • как расширить практические навыки педагогов, требуемые для реализации дистанционного обучения, в области ИКТ?

Поэтапность действий в ОО была следующая:

  1. Организован мониторинг готовности учащихся к дистанционному обучению на предмет наличия технического средства и наличия доступа к сети Интернет.
    РЕЗУЛЬТАТ: В результате выяснилось, что 30% учащихся имеют только смартфоны; у 38 % учащихся использование технического средства ограничено - в семье несколько детей – школьников; у 3% учащихся отсутствует устойчивый Интернет в местах проживания.
  2. Мониторинг родителей на предмет наличия практических навыков использования соцсети «ВКонтакте», мессенджеров «Viber», «WhatsApp», электронной почты, программ видеоконференций «Zoom» и «Mirapolis». РЕЗУЛЬТАТ: Выяснилось, что 90% родителей пользуются соцсетью «ВКонтакте», используют мессенджеры «Viber», «WhatsApp»; программами видеоконференций «Zoom» и «Mirapolis» не владеют.
  3.  По итогам мониторингов мы поняли, что организация онлайн – уроков по расписанию, с использованием программ видеоконференций «Zoom» и «Mirapolis», в нашем случае невозможно. Данный вариант не обеспечит стопроцентное включение учащихся в процесс обучения. Поэтому в школе была определена другая основная модель взаимодействия с родителями и учащимися: создание групп в соцсети «ВКонтакте», в мессенджере «WhatsApp», использование рассылок на электронные почты. Каждый учитель – предметник включен в группы классов, где преподает, т.е. лично выкладывает задания. В каждую учебную группу были включены завуч и директор с целью контроля, общения с родителями при необходимости, своевременного консультирования и разъяснения отдельных моментов. В случаях, где в населенных пунктах отсутствует связь, новые задания еженедельно развозятся и забираются готовые. РЕЗУЛЬТАТ: Информация о модели взаимодействия в период дистанционного обучения была согласована с родителями и одобрена к применению. Параллельно все темы и задания отражались в СЭДиЖ. Использование же онлайн-форм взаимодействия через программы видеоконференций «Zoom» и «Mirapolis», видеозвонки с использованием «Viber» и «WhatsApp», определили для организации индивидуальных консультаций, коррекционных занятий с малыми группами учащихся, для тьюторского сопровождения учащихся. Для родителей, на протяжении всего периода дистанционного обучения, педагоги проводили консультации по техническим вопросам использования платформ, мессенджеров, программ.
  4. С целью повышения практических навыков педагогов ОО в сфере ИКТ, для организации эффективного дистанционного обучения, последовательно предлагались для изучения материалы Сообщества педагогов Пермского края (http://educomm.iro.perm.ru/news): Для педагогического состава была организована индивидуальная и групповая практическая работа по использованию программы видеоконференций «Zoom». В рабочем режиме педагоги делятся своими «находками» - материалами, которые можно использовать для организации обучения детей с ОВЗ разных категорий. Так, например, материалы Городского методического центра г. Москва (Раздел «Материалы для организации дистанционного обучения»). РЕЗУЛЬТАТ: Модель дистанционного обучения школы функционирует при постоянном мониторинге институционального уровня. 100% педагогов освоили программу видеоконференций «Zoom». Педагоги снимают видеоролики с разъяснением конкретных заданий и выкладывают их для просмотра учащимися. Выборочно используются (адаптируются к содержанию АООП) готовые материалы цифровых платформ «РЭШ», «Моя школа в online».
  5. В течении всего периода организации дистанционного обучения на институциональном уровне реализуется проект по противодействию и профилактике кибербуллинга среди учащихся «Безопасный интернет». Организуются в дистанционном режиме мероприятия Ресурсного центра по взаимодействию с ОО Чайковского городского округа.
  6.  Еженедельно проводятся онлайн – совещания (Zoom) при директоре по анализу ситуации дистанционного обучения за учебную неделю и по другим информационным и организационным вопросам. По графику, с использованием программы видеосвязи Zoom, проводятся педагогические советы и заседания школьного ППк. Функционирует мобильная группа для выезда к учащимся, требующим дополнительного контроля.

PS: В новых условиях работы каждый педагог школы профессионально вырос. Основными помощниками и связующим звеном между учителем и учеником стали ответственные родители. Педагогический коллектив говорит им: «СПАСИБО!»

Используемые ресурсы:

  1. «Педагогические технологии дистанционного обучения» Под редакцией Е.С. Полат. М., «Академия», 2006.
  2. Сайт Сообщество педагогов Пермского края (http://educomm.iro.perm.ru/news)
  3. Сайт Городского методического центра г.Москва (Раздел «Материалы для организации дистанционного обучения» (https://mosmetod.ru/sh404sef-custom-content/materialy-dlya-organizatsii-distantsionnogo-obucheniya.html).