Использование нейропсихологических приёмов в работе с детьми с ТНР на основе карточно-настольных игр

Рейтинг:  4 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда не активна
 

Ветошкина Ирина Владимировна, воспитатель, Карпова Ирина Владимировна, учитель-логопед, Суровцева Надежда Александровна, воспитатель, МАДОУ детский сад «Росинка», детский сад № 6, Новоуральск

Нейропсихологическая коррекция представляет собой наиболее эффективные на сегодняшний день методы и приемы помощи при отдельных видах нарушений у детей дошкольного возраста, которые предполагают формирование основных функций и процессов, необходимых для дальнейшего успешного развития детей.

Наряду с тяжелыми речевыми нарушениями, у наших детей отмечаются черты общей эмоционально-волевой незрелости, слабая регуляция произвольной деятельности, недостаточность функции активного внимания, гиперактивность. Дети испытывают трудности в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам.

С целью преодоления и коррекции имеющихся у детей нарушений, в работе с детьми старшего дошкольного возраста, используем карточные настольные игры с парными картинками различной тематики и значимости: картинки по обобщающим признакам, с сенсорным и математическим значением, по лексическим темам, картинки для автоматизации и дифференциации звуков. С целью повышения интереса к игре, в работе с детьми применяем камешки «Марблс», различные фишки, геометрические фигуры, мелкие предметы и игрушки. Для организации и проведения карточно-настольных игр также используем богатый иллюстрированный материал из пособия «Детский календарь» под редакцией Т.Н. Дороновой. На основе игрового поля из карточек - картинок, применяем нейропсихологические приёмы, которые считаем эффективными, интересными и доступными.

Для формирования межполушарного взаимодействия и ориентировки в пространстве, используем кинезиологический приём. В игровом задании «Найди, назови и покажи», ребёнок по инструкции взрослого выполняет действия одновременно двумя руками. Например: обведи двумя руками пару картинок, или одновременно двумя руками - закрой фишками пару картинок, одновременно двумя руками - переверни пару картинок.

В следующей игре «Найди пару» игровые приемы направлены на формирование пространственных и «квази пространственных» представлений, которые предполагают освоение телесного пространства, пространства на плоскости, пространственных схем, диктантов, логико-грамматических конструкций. Игру можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей. Карточки перед игрой раскладываются в игровое поле лицевой стороной вниз. Ведущий задает - диктует маршрут движения к картинке (например, от стартовой – одна картинка вниз, две влево и т.д.), игрок «открывает» и называет картинку, затем передаёт ход другому игроку. Во время игры, если ребёнок по заданному маршруту открыл повторяющуюся картинку (пару), то он берет себе фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек. В данной игре («Найди пару») можно применять разно уровневые задания, например, двигаться по полю по словесной инструкции только взглядом, или вместо словесной инструкции, предложить игрокам графические схемы маршрутов, по которым нужно пройти к картинке. С каждой открытой картинкой можно поиграть, используя речевые приёмы: назови «Один, много», «Посчитаем от 1 до5», «Какой, какая», «Что над, под, слева, от картинки».

Для активизации и развития памяти, внимания, мыслительных способностей, формирования навыков самоконтроля у детей, в коррекционно - образовательной деятельности, применяем игровое задание «Запомни пару». Игрокам предлагается два комплекта карточек, которые имеют сходства по общему признаку или ассоциации. Один комплект раскладывается, другой лежит в колоде. В течение небольшого промежутка времени дети запоминают расположение карточек на плоскости. Затем карточки переворачиваются картинкой вниз. Игроки по очереди берут картинку из колоды, называет её, и вспоминают, где находится пара к этой картинке на игровом поле. Выигрывает тот, у кого больше пар.

Следующие игровые приёмы направлены на развитие зрительно – пространственного восприятия и концентрацию внимания. Дети осваивают пространственные таблицы, в которых отображена информация, у детей формируются понятия «ряд», «столбик», «строка», при этом систематизируются знания и формируются всех компоненты речи. В игре «Найди картинку по адресу» или «Назови адрес» используем карточные наборы на обобщение и закрепление у детей материала по ознакомлению детей с окружающим миром, на формирование элементарных математических представлений, на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи воспитанников. Ведущий называет адрес, используя цифры и буквы в таблице. Игрок находит и открывает по заданному адресу картинку, называет её. С целью закрепления правильных движений артикуляционного аппарата к каждой открытой картинке, используем речевые приёмы. Другой вариант: наоборот игрокам предлагается найти картинки на заданный признак (звук), определить адрес (букву и цифру), назвать изображение на картинке.

Для развития у детей умения фиксировать предметы на плоскости, в игровом задании «Волшебный коврик» по инструкции ведущего, или заданным «адресам» - схемам, игроку нужно выложить в таблице узор или предмет (цифру, букву) из различного материала, это могут быть геометрические фигуры, камешки, мозаика, крупа и другие предметы.

Данные игровые нейропсихологические приемы вызывают огромный интерес и активность у наших детей, их систематическое использование в коррекционно - образовательной деятельности повышает усидчивость, выносливость и работоспособность у дошкольников. Эти игровые приёмы охотно используют родители при выполнении заданий дома.

Желаем вам интересных идей и находок!

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение 1.doc)Приложение 1.doc3231 Кб