Использование современной системы работы с детьми младенческого и раннего возраста с особыми образовательными потребностями

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Швецова Жанна Аркадьевна, педагог-психолог, МАДОУ детский сад "Росинка", структурное подразделением ЦСРП "Солнечные ладошки", Новоуральск

На современном этапе научных знаний было получено подтверждение о влиянии перинатального периода развития плода, периода новорожденности, периода младенческого и раннего возраста на всю дальнейшую психическую жизнь человека. Возникающие в этот возрастной период различные отклонения в развитии, которые проявляются даже в минимальной степени, в будущем могут привести к выраженным расстройствам. С другой стороны, ранний возраст характеризуется пластичностью и значительными компенсаторными возможностями в целом всего организма и нервной системы в частности. Это создает возможность снизить проявление последствий отрицательного воздействия различных патогенных факторов. Ранняя психолого-педагогическая помощь позволяет более эффективно компенсировать нарушения в психофизическом развитии ребенка и тем самым смягчить или предупредить вторичные отклонения.

Система ранней помощи может препятствовать возникновению вторичных нарушений в развитии, и позволить наиболее эффективно использовать сензитивные периоды развития. В перинатальный период у ребенка закладываются установки положительного отношения к миру, другим людям и самому себе, формируется базовое доверие или недоверие к миру. От того, насколько благоприятно протекала беременность, роды и последующие периоды раннего детства, зависит вся его дальнейшая жизнь.

Приведу пример системы работы по «Формированию базового доверия к миру детей младенческого и раннего возраста с особыми образовательными потребностями» состоящей из трех блоков, которая проводится специалистами Центра (службы) ранней помощи.

Первый информационно-аналитический блок по «Формированию базового доверия к миру детей младенческого и раннего возраста с особыми образовательными потребностями» включает в себя комплексное обследование ребенка, анкетирование родителей. По результатам анкетирования матерей и изучения анамнеза развития ребенка, посещающих Центр, выявилось, что большая их часть в период беременности имели разнообразные проблемы (токсикозы, обвитие пуповиной, гипоксия плода и пр.), в том числе и в период родов (стимуляция, кесарево сечение и пр.). Также был выявлен недостаточный уровень развития компетентности родителей в вопросах понимания потребностей своего ребенка в период новорожденности и раннего детства: в эмоциональном и телесном контакте, физиологических потребностях и пр., что нами, в свою очередь, оценивается как риски развития детей и в будущем эмоционально-личностных проблем и депривации в социуме.

Таким образом, помощь семье в формировании у ребёнка базового доверия к миру на раннем этапе его развития является весьма актуальной.

Целью реализации данной системы работы является знакомство родителей с теорией и оказание практической помощи в совместном детско-родительском взаимодействии в процессе формирования у детей базового доверия к миру и профилактика вторичных нарушений в развитии. Задачами выступают: повышение компетентности родителей в вопросах значимости перинатального, младенческого и раннего периода развития ребенка и его значения при формировании базового доверия к миру; обучение родителей способам и приемам формирования доверия к миру посредством совместных детско-родительских телесно-ориентированных практик.

Второй информационный блок раскрывает родителям понимание причин формирования (не формирования) базового доверия к миру представление о теоретических основах данного процесса.

Третий практико-ориентированный блок включает в себя три этапа:

Первый этап называется «Теплые ладошки», он необходим для того, чтобы настроить ребенка и родителя на совместную деятельность, установить положительный эмоциональный контакт между взрослым и ребенком через совместные упражнения. Обязательным ритуалом первого этапа является массаж шариками и колечками Су-Джок.

Второй этап называется «Я тебе доверяю». На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят упражнения, игры, комплекс совместных детско-родительских телесно-ориентированных практик, направленные на формирование базового доверия к миру.

Приведу несколько примеров игр и упражнений, предлагаемых родителям в основной части занятия: игра «Прятки» (с палантином, одеялом), игровые упражнения «Сани» (с одеялом), игровое упражнение «Сенсорное яйцо», игровое упражнение «Гамачок» (альтернатива сенсорному яйцу в домашних условиях), игровое упражнение «Лабиринты».

Третий этап называется «Под маминым крылом». Завершающая часть каждого занятия включает ритуал расслабляющего массажа ребенка под спокойную, приятную музыку, который способствует релаксации, снятию эмоционального напряжения, стабилизации психоэмоционального состояния ребенка.

Срок реализации системы работы по формированию базового доверия к миру составляет 2-3 месяца, с индивидуальной периодичностью (2-3 раза в месяц), по окончании цикла отслеживается динамика развития ребенка в данном направлении. С родителями проводятся беседы, анкетирование, используется метод наблюдения за ребенком на занятиях. По итогам реализации данной системы работы с семьями воспитанников в 2020-2021 уч.г. охват составил 23% (4 семьи), проведено 24 консультации, в 100% случаях специалистами Центра отмечается динамика развития детей.

Таким образом, на основании рассмотренной системы работы психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста, можно сделать вывод, что раннее сопровождение необходимо и представляет собой процесс положительного формирования фундамента личности ребенка.