Профессии разные важны: Знакомим детей с окружающей и социальной действительностью

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Кузнецова Алена Анатольевна, учитель-дефектолог, МАДОУ детский сад «Гармония», детский сад № 51 "Лесовичок", Новоуральск

Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках является приоритетным направлением деятельности любого образовательного учреждения. И начинать работу по нравственно-патриотическому воспитанию необходимо с малых лет, в период дошкольного детства.

Особенности психоречевого развития воспитанников с ЗПР (состояние психического здоровья, речевых функций и эмоциональной сферы), проблемы семейного воспитания значительно осложняют усвоение детьми нравственных норм и ценностей; требуют от учителя-дефектолога расширения традиционных форм и методов нравственно-патриотического воспитания.

Эффективным средством решения этой задачи явилась разработка и реализация дополнительной общеразвивающей программы по ознакомлению с окружающей и социальной действительностью «Золотые руки Новоуральска» для детей 6-7 лет с ОВЗ.

В основе разработки – адаптированные техники и приёмы, предложенные Г.А. Ванюхиной; методические рекомендации Стребелевой Е.А., Боряковой Н.Ю., Шевченко С.Г., Марковой Л.С., Скворцовой В.О., Солодянкиной О.В.

Методологическим основанием явились:

  • комплексно-тематический принцип (соответствие тематики практико-познавательного общения и содержания игровых упражнений лексико-грамматическому алгоритму образовательной деятельности);
  • принцип интеграции образовательных областей (компиляция содержания и приёмов социально-коммуникативного, познавательного и речевого развития);
  • реализация партнёрской позиции в совместной с детьми деятельности (создание эмоционально и социально значимой ситуации для деятельности, введение элементов проблемности, предоставление возможности ребёнку работать в своём темпе, организующая помощь и пошаговая инструкция).

В ходе реализации программы дети познакомились с интересными местами Новоуральска, с городскими предприятиями, организациями, учреждениями, красивыми архитектурными формами, природно-географичес-кими объектами. Для этого использовались фотоматериалы, карта города, видео презентации «Прогулки по Новоуральску», материалы СМИ. Мы обсуждали внешний вид и функциональное назначение сооружений и объектов (даже не совсем привычных –таких, как агрофирма, баня, отель, «Водоканал», садовые участки, гаражи, фонтаны, памятники и т.д.). Интересным приёмом стало чтение стихов о городе.

Мы беседовали о разнообразии профессий, знакомились с содержанием профессиональной деятельности, говорили об оплате труда, обсуждали правила техники безопасности. В практико-игровой форме происходило знакомство с атрибутами профессий (форма, инструменты, приспособления, приборы и механизмы). Были организованы наблюдения за трудом взрослых в ближайшем окружении (повар, медсестра, дворник, электрик), обсуждение значимости их профессиональной деятельности для других, беседы с ними.

Я расширила содержание работы посредством знакомства с такими профессиями, на которых мы не всегда акцентируем внимание детей (фонтанный смотритель, эколог, овощевод, грузчик, тренер, сталевар, лесник и другие).
Были созданы компьютерные презентации «Кто нас кормит», «О тех, кто учит», «Кто с металлом работает», «Кто нас защищает» и др.

В программе предусмотрено осмысление семантики фразеологизмов о человеке, как о труженике: «палец о палец не ударит», «железный характер», «светлая голова» и т.д.

Был использован «календарь» интересных дат и профессиональных праздников в стране и мире: Международный день анимации (беседа о киноцентре «Нейва»); Всемирный день футбола (беседа о ДЮСШ-2); День подарков (беседа о походе в магазины накануне Нового года); День защиты Земли (беседа о лесных угодьях) и т.д.

Активно использовались практико-ориентированные методы и приёмы (имитационные упражнения, обучение отдельным трудовым операциям, элементарные эксперименты по образованию новых слов, опыты с металлами, бумагой, магнитом, конструирование, упражнения в освоении элементарных правил этикета, игры со старинными орудиями труда).

Познавательными были целевые прогулки в места, предназначенные для детей (детская библиотека, театр кукол, книжный магазин, парк аттракционов…).

Было обеспечено расширение взаимодействия всех участников образователь-ной деятельности в плане социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ:

  • воспитатели группы реализовали познавательно-творческий проект «Я люблю Новоуральск!»;
  • были использованы разные формы включения родителей в образовательную деятельность (семейные выставки, фотоальбомы, презентации семейных рассказов, историй о профессиональных занятиях, мотивация к проведению семейных походов и экскурсий, практические задания (приготовление блюд, вязание и т.д.), совместное с ребёнком выполнение трудовых поручений, изготовление настольных игр, неформальные беседы).

Результатом реализации программы стало достижение определённого уровня сформированности у детей важных качеств, соответствующих требова-ниям ФГОС ДО, задачам образовательной программы, запросам родителей:

  • ребёнок может называть город и страну, в которой проживает, проявляет интерес и любовь к родному городу;
  • узнаёт на картинках и рассказывает о содержании деятельности людей разных профессий, уважает труд взрослых и положительно относится к его результатам, оценивает важность труда в жизни человека;
  • выражает свои мысли, наблюдения и переживания, свои чувства в соответствии с жизненной ситуацией в социально приемлемых границах;
  • проявляет умение вести себя в соответствии с культурными и нравственно-этическими нормами, национальными традициями; проявляет элементарную самооценку своих действий.