От модернизации инфраструктуры к изменению содержания профессионального образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Шафран Тамара Леонидовна, заместитель директора МКОУ «С(К)ОШ», Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ

Одним из основных условий успешной социализации обучающихся с интеллектуальными нарушениями является получение обучающимися профессионально-ориентированного образования, навыков будущей рабочей профессии.  Поэтому приоритетным является осуществление технологической подготовки обучающихся, их трудовое воспитание в процессе обучения на всех уровнях общего образования, что откроет перед обучающимися горизонты будущего.

Инструментом для построения модели развития системы трудового обучения и воспитания, содержательного обновления программ в нашем учреждении является участие в 2020 г. в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование». Проект "Доброшкола" - обновленная инфраструктура трудовых мастерских, приобретение современного оборудования для востребованных профессий в соответствии с требованиями работодателей, новые возможности для ранней профессиональной ориентации и воспитания личности, которое влечет за собой изменение содержания и повышение доступности и качества образовательного процесса.

Для эффективного использования современного высокотехнологичного оборудования обновлено содержание предметной области "Технология"  посредством модернизации учебного плана. Профильный труд представлен швейным, столярным, гончарным делом, полиграфией, фотоделом. В часть, формируемой участниками образовательных отношений, включены учебные предметы: вышивание, вязание, 1-5 классы «Легоконструирование», 6-9 классы – «Робототехника», что способствует развитию цифровых навыков обучающихся.

Следует отметить, что содержание предметной области «Технология» осваивается не только  через учебные предметы, но и внеурочную деятельность, дополнительное образование. Процесс этот системный, комплексный и постоянный, от профэкспедиций в начальной школе, трудовых практик, экскурсий на производство, обучающиеся участвуют в проекте ранней профессиональной ориентации «Билет в будущее», систему открытых онлайн уроков «Проектория».

Одной из эффективных форм работы является участие в Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс». Обучающиеся МКОУ С(К)ОШ стали победителями и призерами V регионального этапа национального чемпионата профессионального мастерства для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью «Абилимпикс» в компетенции «Швейное дело», «Фотограф-репортер».

Особое значение для нас имеет создание такой образовательной среды, которая  гибко подстраивается под особенности развития обучающихся, чтобы они могли полностью раскрыть свой потенциал, осваивая новые, востребованные профессии. Кроме того, наш приоритет – развитие поддержки обучающихся, создание образовательной вертикали – от ранней профориентации, первых настоящих профессиональных проб до предпрофессионального образования и трудоустройства. Поэтому мы продумываем позитивные изменения в  трудовом обучении и воспитании обучающихся, участвуя в грантовых конкурсах.

Для вовлечения обучающихся в движение "Абилимпикс", ранней профориентации детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов через знакомство с миром профессий направлен проект «Беби-Абилимпикс». На средства гранта будет оборудована кулинарная студия, приобретена современная инновационная кухонная техника, пищевой 3-D принтер. В рамках проекта предполагается проведение кулинарных занятий, мастер-классов для детей, привлечения родителей, волонтеров из Ноябрьского колледжа профессиональных и информационных технологий в организации мероприятий. Запланировано проведение на базе МКОУ "С(К)ОШ" чемпионата «Бэби Абилимпикс» в компетенции «Кулинарное дело» среди дошкольников и детей младшего школьного возраста.

Преобразованию образовательного пространства способствует инновационный проект "Мануфактуренок", победитель конкурса инновационных проектов на получение грантов в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа. Проект направлен на организацию новых подходов к профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей - инвалидов,  обеспечивает расширение вариативности содержания дополнительного образования обучающихся, реализация модулей «Свечное дело», «Ткачество», раздела «Основы финансовой грамотности и предпринимательской деятельности», овладение профессиональными умениями и навыками, необходимыми для их дальнейшего профессионального обучения или трудоустройства, в том числе через механизмы самозанятости.

Таким образом, реагируя на современные вызовы, связанные с реализацией национального проекта "Образование", ФГОС, рабочей программы воспитания  мы выстраиваем  систему, важной составляющей которой является формирование профессиональной самореализации, позволяющей полноценно раскрыть личностный потенциал обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Список литературы

  1. «Современные подходы к преподаванию предметной области «Технология». Методическое пособие — М.: Центр защиты прав и интересов детей, 2019. — 168 с.
  2. М. Данилова, Т.Н. Исаева Выбор профориентационных ориентиров в процессе социализации обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Методическое пособие, ФГБНУ “Институт коррекционной педагогики Российской академии образования", 2020 г. https://ikp-rao.ru/metodicheskie-rekomendacii/soderzhanie-4/ (дата обращения 29.08.2021 г.)