Бучнева Анастасия Александровна, студент, ГАПОУ СО "НТПК № 1", Нижний Тагил
В настоящее время образование детей с задержкой психического развития – одна из самых актуальных и дискуссионных проблем современного образования. Проблема обучения таких детей становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой – появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе.
Задержка психического развития – это временное отставание развития психики в целом или отдельных ее функций. Это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов.
Развитие детей с задержкой психического развития неоднородно в связи с временным отставанием развития психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых), замедленного темпа реализации закодированных в генотипе свойств организма.
Для реализации познавательной и творческой деятельности обучающегося и ее активности в учебном процессе сегодня используют современные инновационные педагогические технологии, дающие возможность повышать качество образования и более эффективно использовать учебное время.
Для развития познавательных способностей необходимо использовать различные методы и приёмы, в том числе к ним относятся и интеллектуальные групповые игры, так как огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игровой деятельности.
Интеллектуальная групповая игра - это особая форма организации познавательной деятельности учащихся. Цель всякой интеллектуальной игры: развивать способность мышления, способность рационального познания (интеллекта) в условиях непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе.
Необходимо отметить, что интеллектуальная игра, как форма организации познавательной деятельности учащихся в урочной и внеурочной деятельности, является одной из лучших, универсальных форм. Именно интеллектуальная игра дает возможность проверить учебные достижения учащихся практически по всем основным содержательным линиями образования.
Все исследования клинических проявлений ЗПР отмечают, что у этих детей есть недостатки в мыслительной деятельности. Это отчетливо проявляется в тех трудностях, которые испытывают дети в процессе решения арифметических задач, при письме и т.д. А важным условием успешного решения интеллектуальных задач является овладение основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением, абстрагированием.
Работа в команде во время проведения игры напрямую влияет на развитие как познавательных способностей, так и личностных. Учащиеся должны научиться помогать друг другу, поддерживать, радоваться за свою и за чужую победу.
Особенно на первых годах обучения ребенка в школе очень важную роль играет его непроизвольная память, так как на основе преимущественного использования непроизвольного запоминания можно достигнуть высоких результатов. Во время игры учащиеся, не подозревая об этом, получают новые знания, либо закрепляют старые.
Учащиеся с задержкой психического развития характеризуются снижением уровня познавательной активности. Это проявляется в недостаточной любознательности. В системе обучения и игры необходимо использовать различные виды помощи, к ним относятся: стимулирующие, направляющие, обучающие.
Преимуществом интеллектуальных игр является то, что в их основе лежат не предметные знания, формируемые школьной программой, а «компетенции», т.е. то, что определяет способность человека свои знания и умения применять в конкретных ситуациях.
За 2 года работы в этом направлении была создана методическая копилка с готовыми интеллектуальными играми. В неё входят шаблоны игр, игры для учащихся разных возрастов, таблицы для подсчета итогов, а также собраны вопросы по различным тематикам. Соответственно, эта методическая копилка во многих аспектах облегчает работу.
Важно отметить, что данный вид деятельности пользуется огромным спросом. Например, непосредственно в школах (в урочной и внеурочной деятельности), в коррекционных школах, в детских оздоровительных учреждениях, в дополнительном образовании (в кружках) и т.д.
Благодаря целенаправленной работе наблюдается положительная динамика заинтересованности обучающихся с задержкой психического развития в посещении кружков, секций, спецкурсов, растет интерес учащихся к знаниям, расширяется кругозор, развиваются коммуникативные, интеллектуально-познавательные и творческие способности.