Ахметшина Анастасия Алексеевна, студент, ГАПОУ СО "НТПК№1", Нижний Тагил
В настоящее время большое внимание уделяется государственной политике в области образования, концептуальным основам и содержанию Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Социальная перспектива в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья существенно меняется: наиболее приоритетным и закономерным направлением этой работы выступает инклюзивное образование, которое представляет собой перспективную форму обучения всех детей, так как инклюзивный образовательный процесс предполагает адекватную организацию учебной деятельности, удовлетворяющую образовательные потребности каждого ребенка. При этом существенно расширяются возможности социализации обучающихся, способы их коммуникации с социумом, формируются необходимые предпосылки для включения каждого ребенка в общество.
Современная ситуация, складывающаяся в российской системе образования такова, что дети с ограниченными возможностями здоровья (в группу которых входят и дети с задержкой психического развития) являются не просто полноправными членами образовательного процесса, но и предъявляемые к ним требования теперь включают в себя формирование универсальных учебных действий (далее, как УУД) как обязательного компонента усвоения адаптированной общеобразовательной программы.
В настоящий момент образовательные стандарты нового поколения базируются на системно-деятельностном подходе. Воплощение данного подхода нашло своё отражение в выражении предполагаемых итогов образовательной деятельности в формате выстраивания у обучающихся системы универсальных учебных действий. Присвоение учащимися данных действий «создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться».
Познавательные универсальные учебные действия нацелены на формирование у учащихся целостной системы обобщенных знаний. В структуру данных знаний включены следующие компоненты: методы преобразования учебного материала, приемы моделирования, умение различать существенные признаки от второстепенных; мыслительные операции анализа, синтеза, сопоставления, аналогии, систематизации, типологии, умение устанавливать каузальные связи, обобщать имеющийся материал, выводить заключения; способность осуществлять учебно-познавательные действия как во внешнем плане, с опорой на материал, так и во внутреннем, идеальном, плане; способность воспринимать данные, предъявленные в различных формах: в виде рисунков, схем, моделей, навыков использования знаково-символичных средств при решении дидактических задач.
На практике у учеников с задержкой психического развития (ЗПР) наблюдаются следующие особенности познавательной деятельности: недостаточная сформированность внимания, нарушение развития памяти. Становление словесно-логического мышления, овладение мыслительными операциями, предполагающими логические и знаково-символические действия, у младших школьников с ЗПР сопряжено с рядом затруднений.
Современные реалии образовательной системы предполагают поиск средств повышения эффективности формирования познавательных УУД у обучающихся с ЗПР. Одним из таких эффективных средств на уроках литературного чтения выступает метод проектов. Проектная задача, по мнению большинства ученых – это задача, в которой через подборку заданий специально дается толчок для детских действий, сосредоточенных на извлечение еще никогда не имеющегося в опыте ребенка реального результата («продукта») (обязательным условием проектной задачи является сотрудничество обучающихся).
Решая проектные задачи на уроках литературного чтения, учащиеся с ЗПР получают возможность совершать поиск, апробирование способов действия, создающихся по ходу решения подборки проектных задач. Использование проектных задач в образовательном процессе может выступать в качестве ведущего компонента, так как она предполагает применение обучающимися освоенных универсальных учебных действий не в стандартной (учебной) ситуации, а в ситуациях, по форме и содержанию приближенных к «реальным». Важной особенностью проектной задачи является отсутствие указаний, к какой теме, к какой предметной области она относится, как выполнять то или иное задание. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт, созданный детьми.
На уроках литературного чтения в начальной школе возможна (и необходима) организация как монопредметной, так и межпредметной проектной деятельности. Проектные задачи выполняются в связи с изучением художественного произведения, и само произведение выступает в качестве основы для создания продукта практической деятельности.
Таким образом, благодаря проектным задачам обучающиеся с ЗПР учатся применять полученные знания не только в теории, но и на практике. Проектно-задачное обучение способствует повышению уровня сформированности познавательных УУД, результативности учебного процесса при единовременном повышении учебной мотивации, формированию умения самостоятельно добывать новые знания, а также учит собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
Очевидно, что включение в образовательный процесс проектных задач позволяет педагогу системно отслеживать пути формирования универсальных учебных действий у обучающихся при работе с текстом разной жанровой, тематической и стилистической направленности, а также способствует повышению читательской культуры младших школьников.