Психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и инвалидов в ГАПОУ СО "Нижнетагильском педагогическом колледже № 1"

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Неофитова Елена Юрьевна, преподаватель, Щавлева Оксана Николаевна, преподаватель, ГАПОУ СО "НТПК №1", Нижний Тагил

Обучающиеся с ОВЗ и инвалиды имеют свои специфические особенности восприятия, переработки материала, выполнения промежуточных и итоговых форм контроля знаний. Лекции, практические и семинарские занятия в ГАПОУ СО «НТПК № 1» по большинству дисциплин проводятся совместно. При этом преподаватель должен уметь гибко перестраивать ход лекционного, семинарского и практического занятий, адаптировать с учетом потребностей смешанной аудитории как сам материал, так и способ его подачи.

Например, визуальные презентации являются необходимыми для эффективного обучения слабослышащих обучающихся. Незрячие обучающиеся и обучающиеся с остаточным зрением довольно хорошо воспринимают информацию на слух. Поэтому требования к обучающимся с различными образовательными потребностями гибко варьируются внутри одной и той же общей для всех образовательной программы. Эти требования касаются не только выработки вариабельных критериев качества усвоенных знаний с содержательной точки зрения, но также индивидуального (оптимального для конкретного обучающегося) темпа усвоения и способов промежуточного и итогового контроля усвоенных знаний. Как правило, обучающимся с нарушением зрения и ДЦП (испытывающим трудности в письменном конспектировании) разрешается использовать на лекции диктофон, чтобы дома проработать материал еще раз. Некоторые незрячие и слабовидящие обучающиеся довольно успешно пользуются для конспектирования лекций «ноутбуками».

Большей части обучающихся с ОВЗ трудно делать самостоятельно доклады, публичные выступления, презентации в обычном режиме, поэтому педагоги часто практикуют групповые варианты подготовки семинарской темы занятия и доклада.

Слабослышащие обучающиеся предпочитают письменные варианты промежуточной отчетности и итогового контроля, а инвалидам по зрению и некоторым обучающимся с ДЦП доступны только устные формы отчетности и экзамена.
Для категории обучающихся с ОВЗ важнейшим условием компенсации дефекта является наличие программ, учебников, учебных пособий, материалов для самостоятельной работы в электронном виде.

Во многом учебному процессу помогают различные формы сотрудничества, взаимной поддержки, толерантного отношения друг к другу между обучающимися и обучающимися с ОВЗ и инвалидами. Все это является важнейшими составляющими инклюзивного образования и необходимо для эффективной самореализации в учебном процессе каждого обучающегося.

Особенности и своеобразие психофизического развития лиц с ОВЗ и инвалидов определяют необходимость создания специальных условий для обеспечения инклюзивного образовательного процесса, которые заключаются в реализации следующих программ:

  • Программа по адаптации студентов первокурсников колледжа.
  • Адаптированные основные образовательные программы среднего профессионального образования по реализуемым специальностям.
  • Адаптированные индивидуальные траектории (для каждого вида нарушений) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
  • Комплекс адаптированных заданий по каждой учебной дисциплине/МДК.
  • Адаптированный план практики (для каждого вида нарушений).
  • Программа психолого-педагогического и социального сопровождения студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется для обучающихся, имеющих проблемы с обучением в общении, социальной адаптации, которое направлено на изучение, развитие и коррекцию личности инвалида или лиц с ОВЗ. Психолого-педагогическое сопровождение инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляется с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики, коррекции личностных достижений психолого-педагогической службой, социальным педагогом, кураторами учебных групп, преподавателями колледжа.

Этапы психолого-педагогического и социального сопровождения:

1-ый этап – организационно-диагностический.

Содержание деятельности

Срок

 реализации

Ответственный

Результат

1

Сбор и анализ документов подтверждающих социальный статус.

Август

Кураторы групп, фельдшер, социальный педагог

Выявлены обучающиеся инвалиды, лица с ОВЗ.

2

Создание и корректировка  банка данных обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ

Сентябрь –

июнь

Социальный педагог

Оформление личных дел обучающихся

3

Изучение состояния здоровья и возможностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Сентябрь - октябрь

Кураторы групп, фельдшер, социальный педагог

Профилактическая работа. Санитарно-просветительская. Организация диспансеризации.

4

Изучение личности  здоровья и возможностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ.

Сентябрь

Преподаватели психологии

Составлен совместный план коррекции

5

Изучение семьи (семейных отношений, воспитания)

 

Сентябрь

Преподаватели психологии

Взаимодействие с семьями детей- инвалидов.

6

Ознакомление участников образовательного процесса с рекомендациями по работе с детьми, имеющими ОВЗ

Сентябрь

Преподаватели психологии, фельдшер

Педсовет по адаптации обучающихся. Составление адаптированных индивидуальных траекторий

7.

Составление плана сопровождения обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ

Сентябрь

Отдел по ВР

Составление плана сопровождения

8.

Закрепление за инвалидами, лицами с ОВЗ волонтерского сопровождения.

Сентябрь

Отдел по ВР

Определение тьютеров среди студентов старших курсов.

Промежуточные результаты:

  1. Изучение документации (медицинских карт, карт реабилитации )
  2. Разработка индивидуальной программы сопровождения
  3. Разработка рекомендаций для участников образовательного процесса

2 этап: основной (октябрь-май)

Содержание деятельности

Срок

 реализации

Ответственный

Результат

1

Организация и проведение диагностического исследования

Октябрь

Социальный педагог, преподаватели психологии

Выявлены обучающиеся инвалиды, лица с ОВЗ.

2

Организация и проведение обучающего семинара по работе  с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ

В течение всего периода обучения

Преподаватели психологии

Оформление личных дел обучающихся инвалидов, зафиксированы данные в социальном паспорте колледжа

3

Консультирование педагогов и обучающихся по результатам диагностики

В течение всего периода обучения

Социальный педагог

Составление индивидуального плана развития 

4

Помощь родителям в вопросах выбора и стратегии воспитания инвалида  и лица с ОВЗ. 

В течение всего периода обучения

Преподаватели психологии

Разработка тематических родительских собраний

5

Содействие в приобретении обучающимися психологических знаний, умений, навыков, необходимых в преодолении трудностей общения

В течение всего периода обучения

Преподаватели психологии

Работа психологической службы. Осуществление плановой индивидуальной работы

6

Различные формы просветительской деятельности (лекции,

 беседы и т.д.)

В течение всего периода обучения

Преподаватели психологии, кураторы учебных групп,

Реализация программы деятельности по воспитательной работе

Социальное сопровождение

1

Разрешение конфликтов, проблемных ситуаций на ранних стадиях развития

В течение всего периода обучения

Преподаватели психологии, кураторы учебных групп, отдел ВР

Практические занятия «Обучение конструктивным способам разрешения конфликтов»

3

Помощь обучающимся в устранении причин, негативно влияющих на посещаемость и успеваемость

В течение всего периода обучения

Социальный педагог, юрист

Постоянный контроль со стороны кураторов учебных групп, социального педагога

4

Оказание социально-правового консультирования

В течение всего периода обучения

Социальный педагог, юрист

Консультирование юриста колледжа

6

Защита имущественных прав

В течение всего периода обучения

Социальный педагог, юрист

Своевременные выплаты социальных стипендий

7

Организация бесплатного двухразового питания

В течение всего периода обучения

Социальный педагог, юрист, зав.столовой

Организованное бесплатное

Социально-культурное сопровождение

1

Организация адаптационных мероприятий для обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ с первого курса

В течение всего периода обучения

Отдел ВР

Реализация программы по адаптации студентов первокурсников колледжа

2.

Организация досуговых мероприятий

В течение всего периода обучения

Отдел ВР

100% посещение факультативов обучающихся инвалидов, лиц с ОВЗ

Предметно-образовательное сопровождение

1

Изучение индивидуальных особенностей обучающихся и их учет при организации учебной деятельности

В течение всего периода обучения

Преподаватель психологии, преподаватели.

АООП СПО по реализуемым специальностям

2.

Привлечение обучающихся к участию в олимпиадах, НПК, форумах и т.д.

В течение всего периода обучения

Преподаватель психологии, преподаватели.

Подготовка к чемпионату рабочих профессии «Молодые профессионалы» «Абилимпикс»

Промежуточные результаты:

1.      Успешная социально-психологическая адаптация студентов с ОВЗ в образовательной среде, социуме.

2.      Повышение уровня толерантности социума.

3.      Расширение участия детей с ОВЗ в конкурсах, олимпиадах разного уровня.

4.      Повышение уровня родительской компетентности через консультирование.

3 этап: констатирующий (июнь)