Власова Наталья Николаевна, учитель, ГБОУ СО "Богдановичская школа-интернат", Богданович
Коррекция мыслительной деятельности обучающихся на уроках профильного труда играет решающую роль в предупреждении нарушений умственного развития и реализуется различными формами и методами. Главными психическими качествами личности в процессе обучения являются: внимание, восприятие, память и мышление.
В экспериментальных исследованиях психологов было показано, что если дети во время изучения нового материала не только зрительно наблюдают за предметами, но и производят с ними различные действия, то повышается качество запоминания и мышления.
Ярко выраженной особенностью высшей нервной деятельности у детей с нарушением интеллекта является то, что они в большей мере руководствуются наглядным восприятием, чем словесной инструкцией, и что последняя недостаточно помогает им ориентироваться в новой сложной обстановке.
Использование игровых моментов на уроках профильного труда оказывает большое влияние на формирование целостного восприятия обучающимися изучаемого материала, способствует развитию памяти, речи, тактильно-двигательному восприятию, пониманию теории через игровую деятельность.
В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.
Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.
К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их я использую на уроках профильного труда. Задача - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Игровые технологии используются на любой ступени обучения. Обилие новых тем и освоение практических приёмов работы с иглой, ножницами при выполнении ручных швейных работ, на швейной машине, поэтому важно сделать уроки швейного дела не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки - игры, уроки – путешествия, уроки-соревнования. Если же урок построен в форме соревнования, то, естественно, у каждого обучающегося возникает желание победить, а для этого они должны иметь хорошие знания.
Конечно же, в старших классах подготовка такого урока потребует от учителя больших затрат времени. Но это оправдывается результативностью урока.
Требования к организации дидактических игр:
- Игра – форма деятельности обучающихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.
- Игра должна быть построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.
- Обязателен элемент соревнования между участниками игры.
Требования к подбору игр:
- Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.
- Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности обучающихся и их психологических особенностей.
- Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.
Выделяют следующие виды дидактических игр:
- Игры-упражнения. Они совершенствуют познавательные способности обучающихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр-упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.
- Игры-путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность обучающихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.
- Игры-соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Обучающиеся соревнуются, разделившись на команды.
Игры позволяют обучающимся сделать то или иное обобщение, осознать ход игры, с желанием включаться в игру, повторить и закрепить полученные в процессе обучения знания и умения. Это содействует более глубокому усвоению и закреплению пройденного материала. Многие игры и упражнения этого вида построены на материале различной трудности, что дает возможность осуществить дифференцированный подход в обучении, обеспечить участие в одной и той же игре детей разного уровня знаний и умений.
По окончании игры надо дать оценку в целом и игры отдельных обучающихся. К разбору игр следует привлекать самих обучающихся, что способствует выявлению наблюдательности у обучающихся, упражняет их в критическом мышлении.