Авдеева Марина Владимировна, учитель русского языка и литературы, ГКОУ СО "Березовская школа", Березовский
Одной из главных задач модернизации российского образования -обеспечение современного качества образования и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности и общества. Современная школа и информационные коммуникационные технологии (ИКТ) уже не могут существовать друг без друга.
В коррекционном учреждении возможности компьютера на уроках русского языка могут использоваться в разных видах: тренинг, обучающие, игровые и занимательные словесные программы, КИМы, фоно- и фильмотека, Интернет-ресурсы, презентации, участие обучающихся в интерактивных викторинах и конкурсах, а также создание электронной школьной газеты.
Для решения задачи развития познавательной активности учащихся важно возбудить внимание учащихся, их интерес к учебной теме, усилить на этой основе познавательную активность. Остановимся на одной такой форме работы – создание электронной газеты, а точнее подготовка материала к выпуску.
В нашей школе уже второй год создаётся детская газета "Школьный двор", редактором которой я и являюсь. Газета верстается в документе Microsoft Office Publisher. Перечень рубрик: Школьные новости. Это интересно. Здоровый образ жизни. Наши питомцы. В свободное время. Родительская страничка. Советы школьного психолога. Фотоальбом и др.
На уроках русского языка дети с ОВЗ знакомятся с официально- деловым стилем речи, который формирует навыки делового письма. Особое внимание приходится уделять информационным газетным жанрам: заметка, репортаж, интервью, статья.
В результате более подробного изучения таких жанров на уроках, я решаю наиболее актуальный вопрос образования детей с ограниченными возможностями здоровья - это социально-речевая подготовка к жизни.
Работа над газетными жанрами не только обогащает письменную речь учащихся, но и является своеобразной формой их социализации.
На уроках дети учатся анализировать, делать выводы, формулировать заключения; работать в группах, находить общий язык со сверстниками, оценивать себя, рассуждать. Находить информацию, отбирать нужный материал; учатся выбирать главное, получать новые знания по изученным вопросам, развивать самостоятельность, функциональную грамотность, применять знания в жизни; работать с первоисточниками, различными дополнительными материалами.
Все ребята являются корреспондентами, фоторепортёрами, самокорректорами, т.е. сами работают над недочётами, ошибками, на которые им указывает учитель. Важно отметить, что к такому виду деятельности активно подключились классные руководители и родители. Они помогают детям искать дополнительную информацию, отбирать её, фотографировать интересные события из жизни детей.
Такое общее коллективное дело приобрело в школе масштабное значение: сблизило общение среди классов, вызвало доброжелательную конкуренцию. Каждому хочется попасть на страницы газеты: дети хотят увидеть своё творчество, родители – работу детей, а педагоги делятся через газету с родителями советами. Школьному психологу отведена целая страница, так как его статьи оказались востребованы. Сама газета выставляется на школьном сайте для всеобщего просмотра. А для детей – на стенде школы в цветном варианте.
В ходе работы учащиеся знакомятся с такими профессиями как журналист, корреспондент, дизайнер, верстальщик, корректор.
Таким образом, учитель, внедряющий информационно-коммуникационные технологии дополнительно мотивирует обучающихся к изучению языка, формирует речевую культуру, развивает самостоятельную активную личность. На выпуске из школы мы можем подготовить выпускника, способного самореализоваться и социально адаптироваться в окружающем мире.