Коррекция нарушений звукопроизношения на основе использования сенсорно – интегративной артикуляционной гимнастики у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью

Рейтинг:  1 / 5

Звезда активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Зарубина Надежда Алексеевна, учитель-логопед, ГКОУ СО "Красноуфимская школа-интернат", Озёрки

Расстройства речи у обучающихся с интеллектуальной недостаточностью носят системный характер и проявляются на фоне грубого нарушения познавательной деятельности, сенсорных нарушений, аномального психического развития.

У большинства людей процесс сенсорной интеграции происходит автоматически, обеспечивая реакции, соответственно требованиям окружения и обуславливает правильное сенсомоторное развитие. В случае возникновения нарушений обработки сенсорных сигналов, будут появляться дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведении ребенка. Поэтому при работе с обучающимися, имеющими системные нарушения речи, особенно при коррекции фонетико-фонематической стороны речи использование сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики даёт положительный результат.

Сенсорно-интегративная артикуляционная гимнастика – это процесс формирования артикуляционных укладов звуков речи, развития мышечной силы органов артикуляции с помощью сенсорных стимулов.

Целью метода сенсорно-интегративной гимнастики является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать естественные условия для эффективной адаптационной реакции на них.

Другими словами при регулярном выполнении сенсорных упражнений происходит постоянное воздействия на нервную систему с помощью сенсорных стимулов, в следствии чего естественным образом появятся желаемые адаптационные реакции и навыки.

Логопедическая работа по коррекции звукопроизношения методом сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики состоит из комплекса специальных упражнений и решает следующие задачи:

  • ребенок обучается произвольным движениям органов артикуляции, что положительно влияет на формирование правильных речевых укладов, способности к отраженному и сопряженному повторению слогов и слов;
  • развиваются разные виды восприятия у детей, поскольку игры на подносе являются активными: детям разрешается изучать материал, пересыпая его, нюхая и пробуя на вкус;
  • регулярное выполнение упражнений позволяет ритмизировать деятельность детей: ведь регулярное появление сенсорного подноса визуализирует для ребенка начало занятий, помогает настроиться на занятие (особенно важна подобная визуализация для детей, не понимающих речь), развивать чувство эстетики и художественный вкус.

Занятие по проведение сенсорно-интегративной гимнастики имеет определённую структуру: упражнения из "сенсорной диеты"; игровые взаимодействия с сенсорными подносами; проведение игровых массажиков; использование материалов, имеющих обонятельные и вкусовые свойства.

Сенсорная диета 

Сенсорная диета – сбалансированная деятельность, способствующая получению ребенком разнообразных сенсорных стимулов и развитию адаптивных ответов нервной системы на сенсорные стимулы.

Эти мероприятия могут включать в себя: приём одного стакана воды либо жидкости, связанной с темой комплекса упражнений в том числе с использованием бутылочки с соской; жевание кураги, мармелада, фруктовых батончиков, принятие положения вверх ногами, стояние на одной ножке, сидение на корточках, массаж языка и щек, поглаживания и растирания, ввод обонятельной информации осуществляется посредством ароматизации помещения, звучание музыки, погремушки, барабана.

Игровые взаимодействия с сенсорными подносами

"Сенсорный поднос" представляет собой красивый поднос, на котором рядами, дорожками, участками укладываются сенсорные материалы, имеющие обонятельные, вкусовые и тактильные свойства.

Игровые массажики

Используются любые кинезиологические упражнения, такие как «Кулак – ребро-ладонь», «Кнопки мозга», «Помпа», «Перекрёстные шаги», «Ленивые восьмёрки», «Слон», «Думающий колпак», «Энергетическая зевота». А также возможно использование прищепочного массажа.

Перед выполнением комплекса сенсорно-интегративной гимнастики необходимо выполнить коммуникационную потешку, массаж или самомассаж лицевой и артикуляционной мускулатуры, затем приступить к артикуляционному комплексу (Приложение № 1). При выполнении сенсорно-интегративной гимнастики возможно использовать, как авторские комплексы (Лынская М.И), так и составленные самостоятельно, в зависимости от возможностей обучающихся, и в соответствии с тематикой комплекса.

Для улучшения показателей выполнения заданий, развития мотивации, навыков коммуникации у детей, используется визуализированная система поощрений, например, получение специальных тематических карточек разного цвета: зелёная (старался, выполнил почти все упражнения), жёлтая (выполнял упражнения с ошибками, мешал другим), красная (отказывался от выполнения упражнений)

Использование сенсорно-интегративной артикуляционной гимнастики способствует: дифференциации носового и ротового выдоха, что положительно влияет на длину и силу фонационного выдоха; развитию у ребёнка произвольных движений органов артикуляции, которые влияют на формирование правильных речевых укладов и способствуют нормативному произношению; улучшению показателей координации, точности, темпо-ритмических характеристик артикуляционных движений, что делает произношение более чётким.

Вложения:
ФайлРазмер файла:
Скачать этот файл (Приложение.doc)Приложение.doc40 Кб